Тазы

hdfghfdg

Тазы

Тазы (самоназвание та-дзы) – один из самых малочисленных народов России. В этнографической науке относятся к Амуро-Сахалинской историко-культурной области, ее Приморскому району. Дальневосточный антропологический тип тазов близок к тунгусскому, формировался на основе смешения этнических групп китайцев с удэгейцами, нанайцами и орочами.

Общие сведения о народе
Самоназвание народа – «тазы», является фонетическим вариантом от китайского «тадзы, дадза, тадза» («инородцы»). Современное звучание было введено в научную литературу в конце XIX – нач. XX вв. благодаря работам С.Н. Браиловского и В.К. Арсеньева. С этого же времени южно-уссурийские тадзы стали называть себя – тазы, а не тадза или таза.
Краткая
историческая
справка

Исторические процессы, происходящие в южных частях Приморья, тесно переплетены с историей формирования удэгейского и нанайского народов. Активные миграционные процессы, в которых принимали участие также предки тазов, приводили к объединению и смешению аборигенных народов: удэгейцев с тунгусами, нанайцами, орочами и другими народами Приамурья и Приморья XVII—XIX вв., чему способствовал ряд объединяющих факторов: единый хозяйственно-культурный тип охотников и рыболовов, привыкших к жизни в таежных условиях, близость духовной культуры местных племен и пр.

Краткое описание
природной среды

Приморский край, регион расселения тазов, расположен на крайнем юго-востоке России. Его южная и восточная части выходят к Японскому морю. На западе большая часть границы с Китаем проходит по реке Уссури, а на крайнем юго-западе граничит с КНДР. До вхождения в состав Российской империи Приморского края тазы занимали южные и центральные районы Приморской области, захватывая часть северо-восточного побережья. Они выбирали пригодные для земледелия места, богатые рыбой и дичью. После 30-х годов XX века территория расселения тазов сократилась до одной деревни в Ольгинском районе и остается преимущественно такой до настоящего времени.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Хозяйственный комплекс тазов менялся на разных этапах этнической истории. До середины XIX в. его основой была таежная охота, рыбалка, собирательство. Постепенно приобретая навыки земледелия через китайских отходников тазы приобщились к огородничеству, а к середине XX века основой жизнеобеспечения стало земледелие и домашнее животноводство.

Общество и
экономика региона

Места проживания тазов расположены в Ольгинском и Лазовском муниципальных районах, где Ольгинский район является основным местом компактного проживания. Этнический состав районов представлен национальностями: русские, украинцы, армяне, тазы, удэгейцы, нанайцы, гольды, ительмены, ненцы, таджики и т.д. Основными отраслями экономики Ольгинского и соседнего Лазовского района являются заготовка и переработка леса, животноводство, растениеводство, сбор даров тайги, рыбная ловля.

Социальная
ситуация
и проблемы

Крушение государственных предприятий, колхозов, совхозов во времена распада СССР привел к экономическому кризису, упадку национальной экономики, в том числе и у тазов. Многие промышленные предприятия в процессе экономических реформ утратили экономические связи.

Семья, воспитание и
образование

Современная семья тазов — типично малая, в ней присутствуют представители только двух поколений: родители и дети. Средний состав — 4—5 чел. (хотя имеются и многодетные семьи). Раньше жили большими семьями, куда могли входить родители, а также кто-то из братьев.

Материальная культура

В конце XIX в. тазы вели полубродячий и оседлый образ жизни. До этого времени поселения тазов были аналогичны поселениям удэгейцев и нанайцев. Для жизни тазы выбирали средние и верхние течения рек, жилища располагались в распадке сопок, ближе к охотничьим угодьям,более удобным для промысла. Поселения не имели определенных границ и названий. Селились обычно по 3-5 жилых домов, в которых проживало такое же количество семей. Часто дома тазов находились среди удэгейских и нанайских стойбищ. В деревнях китайских отходников или корейцев дома располагались поотдаль, образовывая отдельные хутора. Дома не примыкали близко друг к другу, а отделялись зелеными массивами, протоками или ручейками.

Духовная культура

В основе религиозной жизни современных теленгитов лежит их отношение к земле — как к своей местности, так и ко всему Алтаю, хотя, на первый взгляд, жизнь двух теленгитских районов значительно различается. Специфическая черта теленгитского населения Улаганского района — это сочетание в религиозной жизни православного христианства с культом природы и другими религиозными практиками и представлениями.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Персоналии
Известные представители народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока