Анализируя самоназвания алюторцев, С.Н. Стебницкий указывал: «Названия «алюторцы», «алюторский диалект» происходят от нымыланского слова elutel’u (ед. ч. elutel’ən) – так называют алюторцев чавчувены. Сами себя алюторцы большею частью называют nьmьl’u – ‘жители’, ‘поселяне.’, иногда же по названию своего поселка, например: wьwnal’o – вывенцы (жители поселка Wьwnak); tillьrral’u – теличенцы (жители с. Теличики); alutal’o — алюторцы (жители с. Alut – «Олюторское»). Кочевники-алюторцы называли себя nьmьl’а-ramku – ‘нымыланские кочевники» ( Стебницкий, 1938).
Этногенез алюторцев, как и других коряков, восходит к древнекорякской археологической культуре, получившей своё развитие с середины I тыс. н. э. в северной части Охотского побережья. Культура имела хозяйственную ориентацию на морской зверобойный промысел и приморское собирательство. Оседлый образ жизни, занятия морским зверобойным промыслом ограничивали контакты между коряками и способствовали обособлению их отдельных групп. В этот период происходило дробление древнего корякского языка на диалекты.
Большинство селений оседлых алюторцев располагалось на восточном побережье Камчатского перешейка (Парапольского дола) – от залива Корфа на севере до мыса Тымлат на юге. Кочевые алюторцы при перекочевках переходили на западное побережье, пересекая Восточный хребет.
Образ жизни кочевых и оседлых алюторцев различался. У оседлых алюторцев главными хозяйственными занятиями были рыболовство и морская охота (обычно – на лахтака и нерпу), охотились также на пушного зверя. Кочевые алюторцы больше занимались оленеводством.
В Корякском округе четыре района: Карагинский, Олюторский, Пенжинский и Тигильский, население которых представлено в подавляющем большинстве сельскими жителями. В составе районов 27 сёл и один поселок городского типа – Палана – административный центр округа.
Социальная ситуация в Корякском округе с начала постсоветского периода и до настоящего времени остается достаточно напряженной. Среди факторов, определявших кризисную ситуацию в 1990-е годы, были безработица, многомесячная задержка зарплат, проблемы с топливом, непомерно высокие цены, нехватка благоустроенного жилья.
Создание семьи в традиционном обществе аборигенов Камчатки регулировалось строгими предписаниями, определявшими, в том числе, с какими категориями родственников можно вступать в брак и с какими – нельзя. Заключению брака предшествовала отработка за невесту, в период которой жених, проживая в семье невесты, исполнял по поручению её старших родственников различные мужские работы: пас оленей, охотился и пр.
Специфику материальной культуры алюторцев, как и всех коряков, издревле определяли традиционные отрасли их хозяйства. У береговых алюторцев ими были рыболовство и морской зверобойный промысел.
Традиционная духовная культура алюторцев основана на древних анимистических представлениях. Вселенная, согласно этим представлениям состоит из пяти связанных друг с другом миров, расположенных вертикально. Земля, населенная людьми – это средний мир. Над ней находятся ещё два мира, где парят облака и пребывает Верховное божество. Под землей расположены также два мира, где раздельно обитают злые духи и умершие.