Кереки

hdfghfdg

Kереки

Кереки, самоназвание которых анкалакку (приморские), относятся к группе палеоазиатских народов – это потомки древних жителей Арктики – наследники носителей лахтинской культуры, издревле населявшие океанские берега Чукотки и Камчатки. По данным археологии, многочисленные древнекерекские селения были рассредоточены по всему побережью Берингоморья: от Анадырского лимана до устья р. Опуки (Орехов 1986).

Общие сведения о народе
Как следует из истории освоения края, «земля кереков» долгое время оставалась в стороне от основных маршрутов продвижения русских землепроходцев, торговых путей и треков исследовательских экспедиций, до конца XIX в. являясь необъясаченной и неизученной территорией. Потому в ранних письменных источниках автохтоны-кереки фигурировали как подгруппы более крупных этнических групп – чухмари (камчадальское прозвище чукчей) или коряцкие люди (коряки) – пришлых сообществ для той местности. И только в конце XIX в., с подачи просвещенного начальника Анадырской области Н.Л. Гондатти, кереки стали выделяться как отдельная группа, созвучно наименованию кэрэкит – так называли их чукчи. С тех пор и среди кереков вошло в употребление схожее самоназвание – каракыкку.
Краткая
историческая
справка

Кереки относятся к группе палеоазиатских народов и являются древним по происхождению населением Берингоморья, на что указывают архаичный быт и наличие автохтонного лингвистического субстрата, не имеющего аналогов в языках прочих народов Северо-Восточной Азии. Среди кереков преобладал тип арктической малой расы, эти «пришедшие первыми люди» (как называли кереков чукчи), отличались от других представителей североазиатских монголоидов особой малорослостью: редкий керек был выше 150 см, средний же рост составлял 140–145 см.

Краткое описание
природной среды

Территория расселения кереков условно соотносится с административными границами современного Беринговского района Чукотского автономного округа, расположенным в его юго-восточной части. По площади район охватывает порядка 37 тыс. кв. км, и включает протяженную (около 600 км) линию Берингоморского побережья Азии. Преимущественно, данная территория локализуется в зоне равнинных и горных кустарниковых тундр. В границы Беринговского района входит юго-восточная окраина Анадырской низменности с косой Гека, юго-восточным побережьем Анадырского лимана, долинами рек Автаткууль и Туманская.

Образ жизни и
система
жизнеобеспечения

Для традиционного быта кереков было характерно отсутствие какой-либо одной превалирующей специализации в промыслах. Паритетные места в их хозяйствовании занимали охота на птиц и мелких грызунов, рыболовство на нерестовых реках и озерах, собирательство на побережье и в тундре. Активнее других, пожалуй, в прошлом реализовывался промысел морского зверя, но со временем и он занял относительно равное с другими место в системе обеспечения керекского сообщества. Примечательно, что, несмотря на распространение оленеводства в крае, этот вид хозяйственной деятельности практически не вовлек кереков.

Общество и
экономика региона

Чукотский автономный округ, являясь Северо-Восточным пограничьем России (на востоке граничит с Америкой), обладает уникальными природными ресурсами: золота, олова, серебра, сурьмы, меди, молибдена, свинца, цинка, вольфрама, радиоактивных металлов, ртути и других металлов, а также угля, нефти и газа, подземных питьевых и минеральных вод, общераспространенных полезных ископаемых, поделочных и полудрагоценных камней; на востоке региона имеются выходы термо-минеральных источников.

Социальная
ситуация
и проблемы

Основная проблема при описании социальной ситуации среди интересующего нас этнокультурного сообщества заключается в том, что керекская культура – это явление в «на глазах» уходящее в историю. Дело не только в стремительном сокращении числа представителей этой некогда полнокровной народности за относительно короткий недавний период, но и в нынешнем общественном забвении самой этой культуры. Научные исследования по керекам можно пересчитать по пальцам, литературных и публицистических материалов – единицы, до недавнего времени о них не было снято ни одного фильма и т.д. Среди самих потомков кереков почти не сохранилось живых воспоминаний о хозяйстве и верованиях предков, забыт язык. Поэтому говорить в данном тематическом разделе можно лишь о социально-экономическом контексте, существующем ныне в Чукотском округе в целом, с акцентом на положении в регионе проживания кереков в прошлом.

Семья, воспитание и
образование

Археологические изыскания, открывшие распространение крупных коллективных землянок в древнекерекских селениях, позволяют предполагать наличие больших семей в этих сообществах. По мнению В.В. Леонтьева, основу керекского общества в прошлом составляла матриархальная семья, и авторитет в вопросах выстраивания жизнедеятельности керекской семьи имела старшая женщина (Леонтьев 1983: 54). Это предположение дополняется и характерным наблюдением В.Г. Богораза: «все женщины из племени кереков считаются очень искусными в колдовстве» (Богораз 1939: 106). Главенство женщины в семье отражено и в керекском фольклоре – многие сказочные герои, прежде чем совершить поступок, спрашивают одобрение у бабушки (ыллапил).

Материальная культура

Традиционное бытование, кереков, изначально базировавшееся на промысле морского зверя, дополнявшееся охотой на птиц и рыболовством, а также собирательством, определяло соответственные формы поселений и типы жилищ кереков.
Традиционная керекская мужская верхняя одежда была глухого кроя, представляя собой расширяющуюся книзу кухлянку из двух оленьих шкур, сшитых мехом внутрь. В подол вшивали полукруглые клинья, низко вырезанный ворот на груди закрывали меховым воротником-шарфом. Рукава и ворот оторачивали собачьим мехом. Широкие в проймах рукава суживались к кисти. Зимой поверх одной надевали вторую, верхнюю кухлянку – такого же кроя, только мехом наружу. Головной убор мужчин – двойной капор из шкурок с лап собаки, росомахи, выдры – cостоял из трех частей: продольной (ромбовидной формы), которая покрывала темя и затылок, и боковых, закрывавших уши и щеки.

Духовная культура

Традиционная духовная культура кереков была полна архаичными верованиями – культы предков, одухотворение природных явлений и тотемных животных; обряды поминовения и благодарения. До сих пор сохранились останки культовых жертвенников кереков (камак) – сложенные полукругом черепа моржей с воткнутой вертикально китовой челюстью. Эти места в прошлом, посещаемые не только кереками, но также чукчами и коряками, помимо прочего, служили своего рода площадками встреч и для решения вопросов межнациональных отношений – отправления сезонных обрядов, распределения промысловых территорий, заключения различных договоренностей и т.п.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Персоналии
Известные представители народа
Персоналии
Известные исследователи народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока