Челканцы

hdfghfdg

Челканцы

В советской и российской этнографической литературе, по устоявшейся за 400 лет традиции, эту группу называли и называют, как правило, «челканцами», по имени одного из входящих в ее состав родов. Также встречается название «лебединцы», как производное от названия реки Лебедь, по берегам которой челканцы компактно расселены. В годы советской власти челканцы Алтая учитывались в текущей хозяйственной документации, в паспортах и в ходе всесоюзных переписей населения как «алтайцы», а челканцы Кемеровской обл. обычно как «шорцы».

Общие сведения о народе
В настоящее время челканцы наиболее распространены в основном в крупных населенных пунктах Республики Алтай, в Турочаке, Артыбаше, Иогаче, в. г. Горно-Алтайске, а также в селах Курмач-Байгол, Суранаш, Кебезень, Майском и Чуйке Турочакского района Республики Алтай. Небольшое число челканцев проживают в населенных пунктах Кемеровской области, граничащих с Республикой Алтай.
Краткая
историческая
справка

Впервые о челканцах упоминает русский документ 1625 г., в котором говорится, что русские казаки Федоров и Путимец были посланы «в Телэскую землю и в Щелканы». Побывав в этих местах и выполнив поручение, казаки сообщили, что «Щелкальской волости по смете 20 человек, а ясаку с них взяли на тебя государя 20 соболей вновь». В ясачных книгах Кузнецкого уезда челканцы значатся с 1629 г. как ясачная Щелканская волость.

Краткое описание
природной среды

Челканцы проживают в настоящее время в основном в селах Курмач-Байгол, Суранаш и Майском, а также в Чуйке, Бийке и ряде других населенных пунктов Турочакского р-на Республики Алтай, из которых лишь первые два - с преобладающим челканским населением. Значительная часть челканцев живет в крупных населенных пунктах республики, в Турочаке, Артыбаше, Иогаче, в г. Горно-Алтайске, а также за пределами Республики Алтай в Таштагольском р-не Кемеровской области.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

Приоритетное место в хозяйстве челканцев длительное время занимало звероловство. Объектами охоты в бассейне Лебеди являлись медведь, марал, лось, дикий козел, олень, волк, бурундук, заяц, крот. В осенне-зимний период охоты промышляли также соболя (осенью), белку (зимой), куниц и колонков. Охотились челканцы и на диких птиц - глухаря, рябчика, гуся. С охотой были сопряжены различные явления материальной культуры.

Общество и
экономика региона

Население Турочакского района, где проживает подавляющее большинство челканцев, занимается торговлей, предоставлением услуг, туризмом и лесопереработкой. Обеспеченность собственными доходами в местном бюджете на душу населения Турочакского населения достаточно высокое и занимает третье место среди районов Республики Алтай.

Социальная ситуация и проблемы

Большое влияние на традиционную структуру хозяйственных занятий и материальную культуру челканцев оказали социально-экономические преобразования в 20-30-е годы прошлого столетия. Практически все трудоспособное население бассейна р. Лебеди оказалось включенным в колхозы и леспромхозы. Часть челканцев в предвоенное и послевоенное время приняла участие в промышленном освоении северных предгорий Алтая и особенно Горной Шории. Распространение в среде коренного населения края получают товарно-денежные отношения.

Семья, воспитание и образование

При заключении браков челканцы строго придерживались запретов на брак с сородичами (обычай экзогамии, алышпас). Род шалганну отдавал своих дочерей замуж в род шакшылу и наоборот. Дети родных братьев, как и их дети, в брак не вступали, поскольку принадлежали к одному роду. Дети же родных сестер, выданные замуж в разные сеоки, могли брачеваться друг с другом. Могли жениться и дети родных брата и сестры, поскольку они оказывались членами разных родов.

Материальная культура

Одежда у челканцев была специализированной. В одежде из войлока ходили на охоту. Ее элементами являлись полусферическая шапка, “халат” (киис), безрукавка (ненгжок), чулки (уук). Кроме того, непременный элемент промысловой одежды - сапоги (одок), изготовлявшиеся из хорошо выделанной конской кожи. Их конструктивные части состояли из холщовых или кожаных голенищ и отдельно скроенных головки и подошвы.

Духовная культура

Религиозные представления челканцев XIX - первой половины XX столетия представляли собой, как и у других горно-таежных этнических групп региона, причудливую смесь прежних шаманских представлений и постепенно распространявшегося официального и, в большей степени, бытового православия. Впрочем, успехи официального православия в связи со значительной удаленностью челканских аилов от станов Алтайской духовной миссии долгое время оставались весьма скромными.

Дополнительные материалы
Другие материалы, описывающие быт, культуру и историю народа
Картография
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока