Вернуться

Функ Дмитрий Анатольевич,

Арцемович Сергей Александрович

Институт этнологии и антропологии РАН

Челканцы. Социальная ситуация и проблемы

Большое влияние на традиционную структуру хозяйственных занятий и материальную культуру челканцев оказали социально-экономические преобразования в 20-30-е годы прошлого столетия. Практически все трудоспособное население бассейна р. Лебеди оказалось включенным в колхозы и леспромхозы. Часть челканцев в предвоенное и послевоенное время приняла участие в промышленном освоении северных предгорий Алтая и особенно Горной Шории. Распространение в среде коренного населения края получают товарно-денежные отношения. В челканских поселках строятся школы, библиотеки, клубы, магазины. Все это позитивным образом сказалось на культурном уровне населения, способствовало росту числа образованных людей. В среде челканцев формируются новые социальные категории, занятые в сельском хозяйстве, в сфере образования и промышленности. Параллельно социально-экономическим преобразованиям шел процесс деформации традиционной сферы культуры. Падает значение охоты, рыболовства и собирательства, исчезает мотыжное земледелие (40-50-е годы XX в.). Большое значение приобретает скотоводство и огородничество. При этом на протяжении XX столетия происходил их качественный рост. Недостаток или отсутствие необходимой продукции в традиционных сферах занятий компенсировались покупкой промышленных товаров. Не случайно, именно в 20-50-е годы XX столетия исчезают многие элементы таких компонентов традиционной материальной культуры челканцев, как жилища, одежда, пища, утварь, средства передвижения. Ныне в культурном отношении челканские поселки практически ничем не отличаются от лежащих по соседству русских населенных пунктов. Челканцы живут в наземных бревенчатых жилищах, возведенных с использованием русских традиций домостроительства, носят одежду фабричного производства, используют современную утварь, видео- и аудиотехнику. В настоящее время в бассейне р. Лебеди функционируют лишь отдельные культурные явления, связанные с традиционной материальной культурой челканцев: сапоги традиционного покроя, лыжи, лыжный посох, бытовые санки, двухполозные волокуши. В пище значительное место продолжают занимать отдельные продукты и блюда традиционной кухни. Сохранившиеся предметы утвари в основном были «завязаны» на приготовлении толокна и густой массы из кедровых орешков. Среди этих предметов встречаются ручная мельница, зернотерка, ручной лоток, деревянная ступа и железный котел. Местами народными умельцами еще изготовляются отдельные предметы берестяной утвари (короба и туески).

Среди челканского населения Турочакского района Республики Алтай в достаточной мере сохранилось лишь почитание целебных источников – аржанов, практикуются некоторые элементы традиционной кулинарной культуры. Также, по утверждению местных жителей, соблюдаются отдельные охотничьи и свадебные обряды. Из национальных праздников обычно респонденты называют Тилгаяк – праздник весны, Чага-байрам – Алтайский Новый год, Тюрюкбайрам – праздник кедра, а также национальный алтайский спортивный праздник – Эл-Ойын. Однако национальные праздники в основном утратили свое социокультурное значение и в настоящее время являются по большей части этноисторическими реконструкциями с элементами национального фольклора и традиционной обрядности. Характерно, что среди самих носителей традиционных форм этнокультуры современные тренды её последовательной утраты осознаются и отмечаются в качестве острейших проблем современного этапа развития малочисленных народов Алтая. Так, на вопрос анкеты «Существует ли опасность для представителей вашей национальности утратить свою национальную самобытность?» 73 % ответили утвердительно. В качестве уязвимых компонентов этнической культуры респонденты отметили исчезающие традиционные обычаи и разрушение среды обитания в местах наиболее интенсивного социально-экономического развития. Однако особую тревогу вызывает этноязыковая ситуация. По сообщениям местных жителей, челканский язык постепенно утрачивает свое значение, особенно в среде национальной молодёжи. Существенной с точки зрения сохранения традиционных форм хозяйства и основанных на них компонентов этнической культуры является также проблема обеспеченности местных сообществ челканцев территориями традиционного природопользования. В этой сфере приходится констатировать наличие угроз для развития практики традиционного хозяйствования челканцев, которые связаны в основном с деятельностью лесозаготовительных предприятий, ведущих рубки леса непосредственно на территориях традиционного природопользования челканцев. Часть необходимых для них охотничьих угодий уже таким образом оказывается выведенной из традиционно-хозяйственного оборота, что, безусловно, сужает возможности для местного населения поддерживать свое существование на основе традиционных практик природопользования. С другой стороны, лесозаготовительные производства в местах традиционного проживания малочисленного этноса, по-видимому, в будущем будут только расширяться, что может привести к возникновению поземельных конфликтов и росту общей этносоциальной напряженности.