Сойоты проживают в Окинском (с. Сорок и с. Орлик) и Тункинском (с. Монды) районах Республики Бурятия, но подавляющее большинство все-таки в Окинском, поэтому в научной литературе их часто называют окинскими сойотами.
Первые упоминания о сойотах встречаются в исторических источниках ХVII–ХVIII вв., в частности, в русских архивных документах говорится, что они живут в «Саянской землице», под которым в то время понималось центральное плоскогорье хребта Восточных Саян. Г. Е. Грумм-Гржимайло видел в сойотах «захудалых потомков динлинов», среди которых часто встречались белокурые мужчины и женщины с красивыми формами и тонкими чертами лица».
Окинский район Республики Бурятия расположен в Восточных Саянах. На юге он граничит с Монголией, на западе — с Тывой, на севере — с Иркутской областью и на востоке с муниципальным образованием «Тункинский район» Республики Бурятия.
Окинские сойоты развивали высокогорное скотоводство: яководство, таежное оленеводство, занимались охотой. Большой ущерб сойотам, разрушение их традиционной культуры, принесла ликвидация в Окинском районе оленеводства как убыточной, бесперспективной отрасли.
Население Окинского района составляет всего 0,6% населения Республики Бурятии. Его социально-демографическая характеристика имеет ряд специфических черт: - для района характерна самая низкая плотность населения – 0,2 чел. /1 км2 (тогда как по РБ – 2,6 чел./1 км2); - в национальном составе большую часть составляют буряты – 75,9%, остальная часть – сойоты (21,8%) и другие национальности (2,3%). - район имеет почти равное соотношение полов с небольшим преобладанием мужского населения (на 100 мужчин приходится 97 женщин), что отличает его от других районов Бурятии; - для Окинского района всегда была характерна высокая рождаемость, превышающая среднереспубликанский уровень в несколько раз.
Проблемы, с которыми сталкиваются современные сойоты, типичны для любых малочисленных народностей. Часть их можно определить как экономические, куда можно отнести состояние традиционных промыслов, например животноводство. Олень служил сойотам транспортным средством, источником мяса и молока, шкур, народная традиция была связана с оленеводством.
Важную часть культурной идентичности сойотов составляют спортивные игры и состязания. У сойотов существовало много состязаний, в которых подросток или взрослый должен был продемонстрировать силу, ловкость и другие качества. Сегодня народные игры сойотов входят в перечень спортивных состязаний Бурятии на различных празднованиях.
Традиционным жилищем сойотов были кожаные чумы урса, ориентированные входом на восток. Высота чума составляла 2,5–3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались наверху волосяной веревкой, а заостренные нижние концы втыкались в землю и 35–40 тонких жердей в зависимости от размеров чума, но обязательно нечетное их количество.
Традиционные религиозные представления составляют мировоззренческий аспект культуры, и представляют собой сложный комплекс разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий и запретов. Многие из них связаны с культом гор, в основе которого лежит почитание земли.