Вернуться

Сойоты. Материальная культура 

Традиционным жилищем сойотов были кожаные чумы урса, ориентированные входом на восток. Высота чума составляла 2,5–3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались наверху волосяной веревкой, а заостренные нижние концы втыкались в землю и 35–40 тонких жердей в зависимости от размеров чума, но обязательно нечетное их количество. Зимой жерди покрывались выделанными и продымленными шкурами, чтобы исключить промокание. Внутри чум также покрывался шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Внутреннее пространство чума делилось на мужскую и женскую половины, соответственно охотничье снаряжение, оружие, оленья сбруя и седла, мужская одежда помещались в левой половине, а деревянная, берестяная и кожаная утварь, пищевые запасы, хозяйственный инвентарь для выполнения женской работы, личные вещи женщин – в правой половине жилища. В центре чума находился открытый очаг, над ним имелось светодымовое отверстие. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. Подобно бурятам, сойоты имели зимники, летники и межсезонные (весенние и осенние) виды жилищ.

Традиционная утварь для приготовления пищи состояла из ембэ — котла, тулга. Заазуур, деревянной посуды. К деревянным сосудам относились ведра (тудхуур), кадки для приготовления простокваши, корыта, долбленые ковши, ложки, пиалы, чайные чашки (тагша). В мешках из сыромятной кожи хранились зерно, мука.

Верхняя одежда простого человека была сшита из выделанных шкур диких животных. Летняя и зимняя одежда отличалась степенью и качеством отделки. Особо ценилась выделанная шкура лося, которая использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь шилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из остриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам верхней одежды. Зимним головным убором служила меховая шапка, сшитая самым простым способом и закрывала заднюю часть головы. Лишь небольшая часть богатых сойотов могла позволить покупать одежду у бурятов. Они носили одежду, состоящую из бурятского дэгэла и обуви, сшитой из ткани, а также надевали украшения бурятского типа. К середине XIX в. большая часть сойотов начали одевать бурятскую одежду, они стали сами ее изготовлять, используя покупной материал. Некоторые элементы сойотской одежды сохранились в охотничьей одежде.

Питание местных жителей — как сойотов, так и бурят — в большей степени зависело от хозяйственного уклада. Основной рацион пищи бурят составляют продукты скотоводства — мясо и молоко, а сойотов — оленье мясо и дичь. С увеличением контактов между этими этносами сойоты начали переходить к скотоводству, что обусловило изменение их пищевого рациона в сторону увеличения потребления мяса и молока крупного рогатого скота. Способы приготовления и названия блюд были полностью заимствованы у бурят.

Сойоты редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. Мясо оленей ели в основном в вареном виде, особенно ценилось жирное мясо осеннего забоя. Особенно лакомым у сойотов считался вареный или жареный олений язык, оленьи губы. Оленье мясо также употребляли в сушеном виде, для чего его нарезали тонкими полосками и сушили, развесив в темном месте или над очагом. Такое мясо варили с добавлением в бульон оленьего жира.

В пищу употреблялись все внутренности оленя, они имели бурятские названия. В тонкие кишки заливали кровь, в которую добавляли нарезанные кусочки желудка, почек и легкого. Так же, как и вяленую оленину толкли в ступках до порошкообразной массы, которую было удобно брать с собой на охоту и из которой можно было быстро приготовить пищу.

С увеличением контактов с соседями-бурятами и тувинцами стали появляться новые продукты, разнообразившие пищевой рацион местных жителей. Поджаренные зерна проса ели с чаем, из проса варили каши. Чай пили с молоком, сливками, сыром и солью. Чай варили из трав, из березовых наростов — чаги. Широко были распространены напитки из молока (архи, хурэнгэ, аарса, тараг, кумыс). Особой любовью пользовались напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока (хойлак), а также различные виды продуктов из створоженного молока (Материальная и духовная культура 2022: 61–63).

Наличие домашних оленей, традиционное использование их под седло и вьюк позволяли сойотам производить дальние поездки и перевозить с собой значительные грузы, весь свой домашний скарб, малолетних детей, осваивать большие охотничьи угодья. Для езды на оленях верхом, перевозки детей и вьюков применялись различные седла. Всего у сойотов было три разновидности оленьих седел. Верховое седло, называвшееся эмээл , предназначалось для езды верхом на олене взрослого человека. При этом как мужчины, так и женщины пользовались одинаковым типом верховых седел. По своей конструкции сойотские оленьи верховые седла напоминали бурятские верховые конские седла. В прошлом, по воспоминаниям, стариков, сойоты сами почти не делали верховых седел, а покупали или выменивали их на пушнину у окинских бурят.

Вьючное седло, называвшееся янгарцаг, предна­значалось для перевозки грузов, которые размещались в особых вьючных сумах барба. Этих сум на вьюк было две и они связывались особыми ремнями. Связанные попарно сумы перекидывались на вьючное седло так, чтобы они свисали по обеим сторонам оленя. Вьючное седло было простым по конструкции. Оно состояло из двух лавок, скрепленными передней и задней луками. Перекинутые по обе стороны туловища оленя сумы опирались своим перевязным ремнем на эти лавки и не натирали спины оленя.

Для перевозки на олене малолетних детей и дет­ских колыбелей сойоты использовали особый тип сед­ла, который назывался эрнмэшь. Это седло в принципе напоминало вьючное седло, но только передние луки напоминали вертикальную высокую крестовину. Колы­бель или ребенок укреплялись между этими крестовид­ными луками.

Для передвижения по воде сойоты выработали несколько средств. Самое доступ­ное и распространенное – это плот. Его изготавливали обычно из пяти длинных сухостойных бревен. При этом центральное бревно выдвигается вперед, а остальные по его бокам спускаются уступами, по два с каждой стороны. Впереди как бы заостренный нос, а плот приобретает стрелообразную форму. Такой плот легко движется по горным рекам и легко управляем. Плывут на нем, отталкиваясь от дна реки шестом. Вещи на таком плоту обычно располагаются в носовой части, привязанные, а человек с шестом стоит в кормовой ча­сти.

Другим средством передвижения по воде служила долбленая из тополя лодка-челнок онгоча. Такие лодки делали сами сойоты из толстых стволов свежесрублен­ного тополя. К бокам долбленки прикрепляли доски, вытесанные из сухостойного кедра. По форме это был длинный узкий челн, плавучесть и грузоподъемность которого были достаточно высоки. На такой лодке тоже передвигались при помощи длинного шеста.

В некоторых местах Саянской тайги зимой выпадает много снега. Езда на оленях во время охоты по таким местам весьма затруднительна, поэтому охот­ники пользовались специальными лыжами, подбитыми камусом. Такие лыжи носили название каак. Лыжи де­лались из сухостойной ели. Они были достаточно широ­ки и имели загнутый закругленный носок с отверстием для привязывания длинного ремешка, за который охот­ник мог тащить их при необходимости за собой. Таким способом транспортировали вещи, тяжелую добычу и т.п. Раньше камус приклеивали специальным клеем, но впоследствии стали прибивать мелкими гвоздями. При ходьбе на лыжах охотник использовал специальную лыжную палку тайак. Применение камусной подбивки лыж позволяло охотнику спокойно подниматься по склону горы, не боясь соскользнуть. Камус при­давал лыжам, кроме того, мягкий бесшумный ход, что также немаловажно на охоте. Лыжи без камусов, назы­вавшиеся канка, использовались гораздо реже как неэф­фективные и даже опасные в условиях горной тайги. Их применяли главным образом в роли своеобразной воло­куши для перевозки тяжелых грузов по равнинной мест­ности. Нарт, ни ручных, ни оленьих, сойоты не знали. (Рассадин 2018)

МАЭ № 3892-3. Молодой человек и мальчик в повседневных костюмах. Сойоты. Россия, Тыва республика. Начало XX в.