Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна |
Тазы. Краткая историческая справка
Исторические процессы, происходящие в южных частях Приморья, тесно переплетены с историей формирования удэгейского и нанайского народов. Активные миграционные процессы, в которых принимали участие также предки тазов, приводили к объединению и смешению аборигенных народов: удэгейцев с тунгусами, нанайцами, орочами и другими народами Приамурья и Приморья XVII–XIX вв., чему способствовал ряд объединяющих факторов: единый хозяйственно-культурный тип охотников и рыболовов, привыкших к жизни в таежных условиях, близость духовной культуры местных племен и пр.
Семья тазов. Из книги «Народные знания тазов Приморья» В.В. Подмаскин
Выделение тазов в качестве самостоятельной этнической общности произошло примерно в XIX–XX вв., их формирование происходило в результате контактов местных групп аборигенов с китайцами. Почти все исследователи края едины во мнении, что основной причиной явилась миграция в Уссурийский край китайских мужчин, особенно активная в период присоединения его к Российской империи, и вступление в семейно-брачные отношения или конкубинат с женщинами из числа аборигенов (Шренк, Венюков, Штернберг, Будищев, Браиловский, Арсеньев и др.). Повышенная необходимость в рабочей силе для обживания вновь присоединенных территорий, отсутствие миграционных запретов, жестокое преследование преступников в Китае – все эти факторы способствовали резкому увеличению численности китайских мужчин на приморской территории. Это создавало гендерный дисбаланс, которому способствовал запрет со стороны китайской администрации на пересечение границы китайскими женщинами, а значит, увеличение метисации коренного населения.
Существуют мнения и о более раннем периоде этого процесса. Архимандрит Паладий и Браиловский высказывали предположение, что «тазы» – это часть аборигенных племен, которые в свое время откочевали в Северный Китай, где восприняли язык и культуру, а позже вернулись на территорию Уссурийского края (Ткачева, Ткачев 2018). Такое мнение может иметь под собой определенные основания, т. к. у аборигенов края еще до присоединения земель к России была практика торговых контактов с китайцами и поездок на территорию Китая.
Девушка (тазовка) на прииске Вангоу в Ольгинском районе. Фотоархив Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, 1939 г.
Если смешанные браки коренных женщин с китайцами были активны, то браки между корейцами и аборигенками были крайне редки. Более распространенными были браки между китайскими мужчинами и кореянками. В результате такой метисации параллельно с тазами появилась еще одна этническая общность – потуйзы, потомки от этих браков, которые до начала XX в. причислялись к тазам. По наиболее подробным сведениям, представленным Г. Висленевым в материалах переписи населения Южно-Уссурийского края за 1870 г., тазы и потуйзы были зафиксированы в Ханкайском, Сучанском, Аввакумовском округах (Сборник главнейших ... 1884: 434–463).
Семья Улайси Валерия и Анжелы, празднуют 30 лет совместной жизни. Фото из фондов Ольгинского историко-краеведческого музея, Приморский край.
После вхождения в состав России, особенно с началом советского периода государственности, начинаются частые семейно-брачные отношения с русским населением. В наши дни более 50 % семейных пар у тазов смешанные, преимущественно это союзы с русскими и украинцами (История и культура тазов... 2019). Так в начале XXI в. в формировании тазов стала проявляться «многонародная» наследственность. Остается открытым вопрос, когда именно это произошло и кто же такие тазы?
Пожилая женщина, тазовка, у своего дома, с. Михайловка, Ольгинский район. Фото А. Шилоносова
Словом та-цзы ( тата, дацза ), как полагают исследователи, первоначально обозначались татаро-монгольские племена, позже название перенеслось на все иные народы, проживающие от Китая на северо-востоке и на юге Дальнего Востока. А дацзы-тадцзы стало словом нарицательным, утратив первоначальный смысл (Сем Ю., Сем Л. 2001). В китайской историографии «тадзы» или «дадзы» и др. стали именоваться все тунгусо-маньчжурские народы, обитавшие на землях Нижнего Амура и в Приморье, а для выделения групп давались характеристики по отдельным признакам – внешнему виду, роду занятий, обычаям, особенностям ландшафта территории обитания. Так, форма юй-пи тадза , что буквально означает «люди в рыбьей коже», – самое раннее из зафиксированных название, относящееся, скорее всего, к уссурийским нанайцам, ближе всего расположенных к китайцам. Еще один вариант – чанмао (чанмау, чангмол) тадза , т. е. «длинноволосые», относился к удэгейцам, которых так называли маньчжуры из-за отличий в прическе, как непокорившийся народ, не бреющий лоб.
Вслед за китайцами и русские стали применять этот этноним, уже без уточняющих определений, к любым аборигенам края, называя «тазы» всех удэгейцев, орочей и уссурийских гольдов (нанайцев), проживавших на территории края, особенно тех, кто имел связи с китайцами или говорил на китайском языке.
Тазы всегда были миролюбивы и легко вступали в контакты с другими народами, традиционно отличались гостеприимством и добрососедством. Взаимоотношения с соседними народами, с которыми тазы на протяжении своей этнической истории вступали в контакты, можно проследить в фольклоре тазов XIX–XX вв. через их этнонимы: тунго (китаец), гаули (кореец), ибен (японец), вайса (удэгеец), тудус (тунгус), манго (монгол), манза (маньчжур), мауза (русский), в значении «волосатый» (Подмаскин 2017: 138–156).
Укрепление взаимоотношений скреплялось брачными связями, имевшими разную степень выраженности относительно разных этнических групп. Но именно китайский компонент в смешанных браках сыграл решающую роль в формировании народа, их этнического самосознания. К концу столетия уже почти каждая семья таза состояла из родителей, появившихся от брака женщин-аборигенок и китайцев.
В силу специфичности сложения этнической группы, родовых названий тазов не сохранилось. Но они имеют разнообразный состав фамилий, говорящий о связях отдельных семейств. Структура фамилий тазов в большинстве своем китайского типа, в прошлом объединяющая фамилию, имя и место жительства отца, воспринимаемая единым целым. Современные фамилии представляют собой соединение прошлых имен и фамилий, зачастую искаженных русскими переписчиками. В настоящее время за фамилией следуют имя и отчество русского происхождения.
Семейство тазов в колхозе 'Максим Горький' Ольгинского района. Фотоархив Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, 1957 г.
Распространенные фамилии тазов: Фуенцун, Утайсин, Уболин, Улайси, Уладжи, Кынцын, Сы, Каин, Сенник, Чивалун, Пифалун, Цундиго, Коцунэ, Куйфо, Сая, Юваншин, Иваншин, Лан, Чамбайшин, Мамчан, Тинь-ю, Чифа, Пинчен, Цун, Чиюн, Янпо, Санкур, Саль, Хишен и др., всего около 30-ти.