Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна |
Тазы. Искусство, промыслы и ремесла
Богатый растительный и животный мир тайги, рек, гор давал тазам в избытке материал для домашнего производства, народного декоративного искусства, вдохновлял своими формами, наполнял мастеров идеями.
Поскольку тазы до начала XX в. считались «окитаенной частью» удэгейцев и как этническая общность не выделялись, то все материалы, которые собирались исследователями прошлых веков и составившие музейные фонды, атрибутировались как удэгейские либо нанайские. В советский период родственные отношения с китайцами также негативно сказались на тазах. Массовые выселения китайских подданных и дальнейшие геополитические конфликты с самим государством привели к забвению тазов как отдельной этнической общности, а их культура рассматривалась как составная часть в контексте удэгейской. Отдельных работ по изучению декоративно-прикладного искусства тазов не велось и пока не существует. Поэтому на сегодняшний день мы хорошо знаем изменения, которые произошли в культуре тазов относительно языка, календарной обрядности, материальной культуры и др., но не знаем про трансформацию традиционного прикладного искусства и творчества, которое, несомненно, должно присутствовать в симбиозе двух уникальных культур.
Декоративно-прикладное искусство тазов до китайского влияния идентично искусству аборигенов приморской части Амуро-Сахалинского этнографического региона – удэгейцам, нанайцам, орочам и т.д., Папка 2 (Для страницы народа) à 2.1. (Материальная культура) Фото 16 МК. Орнамент гольдов из книги Верования гольдов И.Лопатина) оно разнообразно и включало: создание изделий из кожи животных и рыбьей кожи, шитье одежды из ткани и меха, вышивку, аппликацию, плетение, орнаментальное искусство, резьбу по дереву, когда-то знали работу с металлом и т. д.
Орнамент гольдов. Из книги «Верования гольдов. Наблюдения: на правах рукописи», 1919г., И. Лопатин.
В искусстве тазов прослеживалось две ветви – женское и мужское домашнее художественное ремесло и производство орудий промысла.
Фото экспозиционной витрины изделий из бересты в музее Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, г. Владивосток. Фото О.О. Звиденной.
Женщины работали с мягкими материалами – рыбьей кожей, ровдугой, тканью, мехом, а также с берестой, создавая одежду, головные уборы, обувь, сумочки для рукоделия и коробочки для хранения, многие предметы могли приравниваться к произведениям искусства.
Посуда. Железный котел для приготовления пищи, рядом плетеная корзина. Фото Николай Цой, с. Михайловка, 2016 г.
Предметы быта, домашнюю утварь, посуду чаще обменивали или покупали у китайцев. Для оформления предметов использовали разнообразные приемы: аппликацию, вышивку, тиснение, роспись, меховую мозаику и плетение.
Мужчины работали с деревом, костью, металлом. Изделия изготавливались для своей семьи или для родственников, особенно если это касалось работы с металлом, такими навыками обладали не многие тазы. Это были различные чашки, ложки, столики для еды, столики для разделки, разделочные доски сырой рыбы и мяса, большие деревянные блюда, емкости для хранения жира, предметы для промысла – ловушки, лыжи, нарты и т. д., позднее – орудия для обработки земли – мотыги, тяпки и т. д. Ранее основным материалом для изготовления одежды и обуви была рыбья кожа. Из нее же изготавливались нитки для пришивания узоров, а из вываренной – рыбий клей, который использовали для украшения одежды в технике аппликации. Одежда из рыбьей кожи надевалась поверх одежды из ровдуги, чтобы предохранить от холода и влаги.
Нитки. Первая половина XX в. Коллекция Русского этнографического музея (РЭМ).
Нитки для сшивания кожи изготавливали из ножных и шейных сухожилий оленя лу ся .
Особенно богато декорировалась одежда женщин. Она украшалась узорными вышивками, использовались многоцветные полосы. Появление ткани и шелковых ниток постепенно вытеснило кожу домашней выделки и мех. Аппликация и роспись по рыбьей коже заменилась на вышивку шелком, аппликацию из ткани, повысилась насыщенность и разнообразие цвета при изготовлении вещей для носки. На смену утеплителю из меха пришел утеплитель из ваты. Для праздничной одежды начали использовать разноцветные китайские ткани с готовым орнаментом.
Фрагмент орнамента женского праздничного халата. Музейная экспозиция сельского клуба с. Михайловка, Ольгинского района.
Вид орнамента – растительный, геометрический и спирально-ленточный. Геометрический встречался в изделиях из бересты, в резьбе по дереву и т. д. Растительный использовался в вышивке, где тонкие линии могли оканчиваться трилистником. Спирально-ленточный составляет основу орнаментального искусства, он состоит из небольших компонентов – линий, спиралей, узких лент и т. д.
Орнамент гольдов. Деталь. Из книги «Верования гольдов. Наблюдения: на правах рукописи», 1919г., И. Лопатин.
Иногда в нем могут прослеживаться зооморфные мотивы.
Облаковидный орнамент встречался в отдельных элементах, а зооморфный мог встречаться только в ритуальных предметах.
В настоящее время тазы одеваются, как все жители окружающих сел. Из традиционных остались иногда одеваемые китайские черные штаны и фуфайка.
Берестяные короба (Фā) разного размера, для хранения продуктов, сбора ягод. Экспозиция в с. Михайловка. Фото Николай Цой, с. Михайловка, 2016
Тазы считались хорошими специалистами по производству утвари из бересты пейфа . Заготавливали ее чаще всего весной. Снятую кору размачивали в воде, сворачивали в трубку и кипятили, чтобы сделать ее мягкой и эластичной. Из нитей конопли и крапивы при помощи моталки фартингзэ научились скручивать веревки. Из нитей конопли изготавливали рыболовные и охотничьи облавные сети. Плели их с помощью деревянной иглы, размер первых ячей измерялся по деревянным лекалам. Из камыша вэйлуза мастерили циновки; из корней и прутьев плели корзины (Подмаскин 2017: 149).
Резьба по дереву применялась мало, в основном это украшение домашней утвари, большие блюда, скребки, изготавливались деревянные подвески, техника резьбы была очень проста.
Сэвены – скульптурное изображение духов-помощников шаманов, обрядово- ритуальная скульптура коренных народов Приморья. Фото Николай Цой, с. Михайловка, 2016 г.
Главным выразительным средством оставалась пластика больших масс для изготовления культовой скульптуры, которая полностью была вытеснена китайскими буддийскими иконами.
С XIX в. тазам были известны кузнечество и металлообработка. Им были хорошо знакомы различные металлы – железо тхие ( тьие ), серебро тхун ( инза ), золото тинзэ ( синга ), медь тунг , олово си , свинец чан . Сам металл покупали у маньчжурских, китайских и русских купцов. Орудиями кузнечного промысла служили кузнечные меха хунгся , щипцы сяо хутучанзэ , молот та цуизэ , набор мелких молотков сяоцуизэ , а также наковальня и горн. Кузнецы отливали в каменных или глиняных формочках браслеты, кольца, серьги, подвески на одежду. Была известна и холодная обработка металлов (Подмаскин 2017: 141).
На сегодняшний день деятельность мастеров в области декоративно-прикладного искусства развита слабо, она сохраняется точечно на уровне домашних кустарных промыслов. Все предметы домашнего обихода используются фабричные; одежда, украшения покупаются и носят оттенок масc-маркета.
Есть надежда, что часть сохранившегося материального наследия удэгейцев, тазов, нанайцев южных районов Приморья удастся возродить и представить в музейных комплексах, которые постепенно начинают свое развитие в крае. В Ольгинском районе это Центр сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края «Тэму» (уд. «Касатка»). В селе Михайловка – сельский клуб с аутентичной экспозицией предметов хозяйствования, быта и духовной культуры.