Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Функ Дмитрий Анатольевич

Телеуты. Образ жизни и система жизнеобеспечения


Скотоводство

Самым ранним и, пожалуй, единственным этнографическим его описанием является сообщение Георги конца ХVIII в.: «Скотоводство... пришло в великий упадок. У кого есть 10 лошадей, столько же рогатого скота, и вдвое овец, тот почитается, у них нескудным человеком. Богатый же имеет до 50 лошадей и рогатой скотины. Свиней они не держат; дворовая же птица в небольшом числе у них водится. Скотина у них всю зиму шатается, на дворе; слабую же не только подкрепляют сеном, но и берут обыкновенно в жилые избы».

Несмотря, на «упадок», все же еще в конце XIX – начале XX века телеуты держали довольно большое количество голов скота, который в ряде случаев составлял основу их хозяйства. Разводили коней, коров, овец. В некоторых хозяйствах, вероятно, под влиянием русских, держали свиней и коз.

Птицеводство по сравнению с русскими крестьянами даже в начале XX в. было развито слабо. В некоторых семьях держали кур, уток, гусей, индеек, оставляя на зиму по 3-4 особи каждого вида.

Преимущественное развитие в скотоводстве получило разведение лошадей и крупного рогатого скота. Если у телеутов степного и Горного Алтая развитие коневодства шло по линии увеличения табунов, в том числе и за счет выведения новых пород (телеуты Шабураковы из с. Улус-Черга в Горном Алтае занимались целенаправленной работой по улучшению местных пород коней; известно также, что Шабураковы были самыми крупными на Алтае поставщиками коней для нужд русской армии в 1904-05 гг.), то у бачатских телеутов постепенно уменьшалось число коней, приходящихся на одну семью, компенсировавшееся увеличением числа голов крупного рогатого скота. На начало XX века уровень скотоводства на Бачатах можно определить термином “посреднение”, так как уже к 1901 г. практически не стало ни неимущих, ни хозяев “крупных” – даже в 10–20 голов – стад и табунов.

Наибольшее количество традиционных черт длительное время сохраняло коневодство, по способам разведения и содержания коней сближавшееся с коневодством ряда скотоводческих народов Азии. Для летнего выпаса хозяева сдавали своих коней пастухам, нанимаемым коневладельцами нескольких улусов. Места для выпаса огораживались поскотиной, либо общей для одного улуса, либо одной для нескольких населённых пунктов.

Коней метили тавром ( тамга / таңма , или оймо ; термин этот не являлся общетелеутским: телеуты с. Беково называли тавро «по-русски» тавра ). В целях учета скота пастухи пользовались счетными деревянными палочками, аналогичными кумандинским и хакасским. Сохранялся, широко распространенный у скотоводов счет коней по табунам – табын , или пир айгыр мал – табун коней при одном жеребце, обычно 20–25 голов. Традиционными оставались способы отлова коней из табуна, с помощью аркана или укрюка ( чалма ). Телеутам было известно до десятка способов стреножения коней, использовавшихся в зависимости от того, надо ли было отпустить коня на выпас, или ставить ему тавро, кастрировать или усмирять необъезженного жеребца.

О значительной роли скотоводства в хозяйстве телеутов и их исторических предков могут свидетельствовать также развитая терминология для обозначения мастей коней, различения верблюдов, коней, коров по полу и возрасту, значительный ассортимент блюд из конского мяса и молока, фольклор, в котором конь является одним из главных образов, чрезвычайно редкий для эпического творчества народов Саяно-Алтая мотив телеутского эпоса о возвращении героев на родину с караваном верблюдов и многое другое.

 

Земледелие

В конце ХVIII в. Георги писал о телеутах, живших по р. Томи поблизости от города Кузнецка: «Сперва было землепашество их не очень знатное: почему и можно было пашни свои так, как огороды полоть и от негодной травы очищать. Но тому уже лет около 30 (т.е. с 30-х гг. ХVIII в. – Д.Ф.) как землепашество есть главное их дело. Они производят оное точно так, как и русские сельские жители; и есть между ними такие люди, которые из году в год ржи (т. Арш), пшеницы (Будай), ячменю (Арба), овса (Зала) и гороху (Борчак) всего вообще, больше двух, а иногда и до трех сот пуд, да сверх того небольшое число конопель, льну и огородных растений сеют». Подобную картину на начало XIX в. дает в отношении бачатских телеутов и Спасский: «Они сеют почти всякого рода хлеб, произрастающий в тамошнем краю, и разводят некоторые огородные овощи».

В конце XIX – начале XX в. из хлебных злаков телеуты сеяли пшеницу, рожь, ярицу, овес, ячмень, просо. По различным улусам и деревням земледелием занималось от 30 до 100% всех семей. Размеры запашки обычно не превышали 30 десятин, а количество высеваемого хлеба 100 пудов. Основываясь на статистических материалах 1889 и 1901 гг. можно установить (зная, что средняя норма потребления, на еду и на посев, на одного человека в год составляла 20 пудов, а среднее количество вымолачиваемого с десятины хлеба составляло 5 пудов пшеницы, 3 пуда овса и 5 пудов ржи), что практически ни одна из телеутских семей не могла полностью обеспечить себя хлебом. Это касается даже бачатских телеутов, имевших наиболее благоприятные для земледелия условия. Данный вывод подтверждается статистическими сведениями, в которых о большинстве семей сказано, что они покупают хлеб на ярмарках, в г. Кузнецке (по 50–60 коп. за пуд ржаной муки).

Несмотря на то, что земледелие использовалось большинством телеутов лишь как дополнительный источник для получения пропитания и удовлетворения других хозяйственных нужд, тем не менее, в этой области их хозяйственной деятельности происходили некоторые изменения – увеличивалась запашка, совершенствовались способы обработки земли. Уже в XIX в. пашенное земледелие было у телеутов единственной и широко распространенной формой обработки земли. От простейших мотыг ( абыл ) и сох ( андазын , салда ) телеуты перешли к вспашке “двойчаткой” (пароконной сохой), легкой “кунгурской сохой” и подобными орудиями. Для обработки пашни, посевов и урожая использовались также бороны, грабли, вилы, серпы (прямые, обоюдоострые и русские серпы), косы-горбуши и косы-“литовки”.

Значительному по сравнению со многими другими народами Саяно-Алтая развитию земледелия у телеутов способствовали наличие плодородных земель, длительное совместное проживание с русскими крестьянами, близость к крупному торговому центру – г. Кузнецку, целенаправленное влияние Алтайской духовной миссии, включение в Российский капиталистический, рынок, а также существовавшие местные (сложившиеся до прихода русской и основной части телеутов на территорию Кузнецкого уезда) традиции обработки земли. О последнем, в частности, свидетельствуют телеутские (XVIII в.) названия месяцев года – май – “тарлу айы” (месяц пашни), июль – “од айы” (месяц прополки хлеба), сентябрь – “оргак айы” (месяц выдергивания колосьев хлеба), октябрь – “ÿртÿн айы” (месяц обжига колосьев), что позволяет охарактеризовать “не очень знатное землепашество” телеутов начала ХVIII столетия как мотыжное земледелие.

 

Промыслы

Традиционным промыслом телеутов в зимнее время, с конца октября до апреля, являлась охота, первые описания которой у бачатских телеутов, относятся еще к началу XIX в. Этнографические наблюдения существенно дополняются статистическими отчетами конца XIX в.

Охота была верховая (на коне, в том числе и ранней зимой) – на зайцев, лис, волков; на лыжах – на медведей, соболя, колонков, ласок, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Еще в начале XIX в. у телеутов были специалисты по обучению охоте ловчих соколов. Из птиц охотились на уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов. Из мелких зверьков – на кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, выдр, барсуков.

Охота велась как с помощью лука и стрел, копий (в ХVIII – нач. XIX вв.) или ружей (ХIX – XX вв.), так и с помощью различных типов “пленок”, силков ( кыл , йеле ), петель ( тузак ), плашек ( паспак ), черканов ( черги ), загородей ( ман ), самострелов ( айа ), сетей ( кабу ), ловчих ям и прочих средств пассивной охоты.

В качестве подсобного вида хозяйственной деятельности телеутам было известно рыболовство. Рыбу ловили с помощью остроги, удочки (в основном удили рыбу дети), лучили по ночам, ловили сетями, неводом, ставили заездки с рыболовной мордой.

Широкое распространение у телеутов получило под влиянием русских крестьян-переселенцев пасечное пчеловодство. В 1889 г. «инородцы» Телеутской управы 1-й половины держали 473 колоды пчел (на 369 семей жителей управы), 2-й половины – 69 колод (199), 3-й части – 1333 колоды (189), Ашкыштымской управы 1-й пол. – 124 колоды (113). Наиболее крупные пасеки имели: в д.Торгаевой – Поликарп Иванович Торгаев – 60 колод, Александр Андреевич и Иван Матвеевич Торгаевы – по 40, Ефим Матвеевич Торгаев – 80; в д.Сергеевой – Кобины Алексей Ильич – 700 и Григорий Ильич — 200, а в улусе Средне-Телеутском – Яков Павлович Козымаев – 50. Развитию пчеловодства способствовал высокий спрос на мед и воск.

Среди других отраслей промысловой деятельности важное место занимало собирательство, в частности сбор кедрового ореха. Им преимущественно занимались телеуты, проживавшие на Алтае.

 

Домашние ремесла

Наибольшее развитие у телеутов получили такие виды домашних ремесел, как выделка кожи и овчины, ткачество, плетение, шитье, изготовление различных предметов обихода из кожи, дерева, бересты, металла.

Обработка кожи производилась, как и у других народов Южной Сибири, с помощью кожемялки, подставки для скобления мездры и крюка с деревянным или металлическим ножом, пялец и т.п. Умели телеуты выделывать и войлок, в том числе из верблюжьей шерсти: еще в начале XX в. этим занимались телеуты Горного и Степного Алтая.

Ткачество уже в начале XX века было представлено только одним видом – производством поясов ( кур ). В зависимости от цвета утка ( арку ): черного или двух-трех ярких цветов, например, красного и желтого, пояса назывались либо просто соккон кур ‘тканый пояс’, либо таңдайлап соккон кур (‘тканый пояс, похожий на нёбо’). Холст умели ткать только “русские”, точнее говоря, обрусевшие телеуты деревень Бековой, Семенушкиной, Козымаевой и других. Любопытно, что в начале ХIX в., судя по сообщению Спасского, в число занятий телеутских женщин входило «прясть шерсть и поскон; ткать сукно и холстину; красить оныя в зеленой, красной или желтой цвет: в другие же цветы красить оне не умеют». По-видимому, домашнее ткачество исчезло у телеутов на протяжении XIX столетия.

Незаконченный пояс на ткацком станке. Дер. Шанда, 2014 г. Фото Д.А. Функа


Тканые пояса до настоящего времени являются непременным атрибутом женской традиционной одежды и, можно без преувеличения сказать, одним из ярких символов самобытной телеутской культуры. Ткать их умеют буквально единицы пожилых мастериц. Впрочем, телеутская интеллигенция в 1990-е годы пыталась ввести в школе с.Беково уроки труда с «национальным компонентом», на которых мастерицы обучали девочек плести тесьму и ткать пояса.

Высокого уровня развития достигло плетение: из лыка и тальника - корзин, кузовов телег, рыболовных морд; из ниток – неводов и сетей тесьмы; вязание чулок и рукавиц; плетение из сыромятных ремней – плеток камчы , конской узды и различных тесем: известны образцы плетения из 50 ремней, по приспособлениям и технике переплетения ремешков близкие к киргизским и казахским.

Телега с плетеным возком. Деревня Верховская. 1990 г. Фото Д.А. Функа


Особо можно отметить товарность многих видов ремесленных занятий бачатских телеутов. По наблюдениям этнографов, в 1920-х годах телеутские чарыки (чирки, кожаные обутки) полностью завоевали местные рынки. Шитьем чарыков занимались абсолютно все женщины. За один день телеутка успевала сшить 3-4 пары чарыков, а некоторые мастерицы до 9 пар в день. Хотя последнее, как писал этнограф Андрей Данилин, «исключение, всем на удивление». Трижды в неделю – в пятницу в село Бачатское, в субботу – в село Гурьевское и в воскресенье на станцию “Белова” – телеутки ездили на базар со своей продукцией. Кроме близлежащих сел, в число рынков сбыта входили и более удаленные, например, Ленинск (Кольчугино, ныне г.Ленинск-Кузнецкий). Основными покупателями были русские крестьяне и рабочие. Довольно высокая продажная стоимость чарыков (3 – 3,5 рубляза пару в 1927 г.) делала их значительной поддержкой семейного бюджета.

На продажу шились не только чарыки, но и шубы русского покроя, шапки из меха серых сусликов, зайцев, мерлушек, барсуков. Цена на шапки из сусликов колебалась в пределах от 2 до 3,5 рублей.

На рынок было ориентировано и плетение из сыромятных ремней конских сбруй, плеток. В их изготовлении мужчинам зачастую помогали женщины. Продажа осуществлялась на базарах. Некоторым мастерам русские крестьяне делали специальные заказы на изготовление шлеи. Стоимость полной шлеи, сплетенной из материала заказчика, доходила до 10 рублей. Плетеные узды и камчи делались для продажи на рынках Белово и Новокузнецка вплоть до конца 1960-х годов. Сейчас плетеную узду у телеутов можно встретить лишь в местном музее в селе Чулехоево, хотя еще четверть века тому назад эти узды порой встречались в отдельных семьях и даже использовались в хозяйстве.

Вообще весь ритм жизни бачатских телеутов в начале XX в. вызывал у сторонних наблюдателей, да, пожалуй, и сейчас вызывает самое искреннее удивление и уважение. По уровню деловой активности они всегда составляли разительный контраст со своими степными и горно-таежными соседями.

Кратко резюмируя изложенные материалы, можно отметить в качестве основных характеристик телеутского хозяйства следующее:

1. Натуральность хозяйства с возрастающей степенью товарности (в основном за счет скотоводства) и включенности в капиталистический рынок;

2. Комплексность, с наличием таких отраслей как скотоводство и птицеводство, земледелие и огородничество, охота и рыболовство, пчеловодство, собирательство, домашние ремесла;

3. При сохранении к началу XX в. определенных особенностей в сочетании различных отраслей хозяйственной деятельности, во многом обусловливавшихся географическими условиями обитания, очевидно, вырисовывалась преобладающая роль скотоводства, дополнявшегося занятиями земледелием;

4. Увеличение объемов и ассортимента производимой продукции за счет пополнения традиционных для телеутов видов посевов ржи и ячменя посевами пшеницы, овса и огородных культур, а в скотоводстве — за счет постепенного перехода к стойловому содержанию скота, разведения свиней и мелкого скота, увеличения поголовья крупного рогатого скота;

5. Сочетание в различных видах хозяйственных занятий черт, присущих как скотоводам-кочевникам, так и оседлому таежному населению с комплексным хозяйством (охотой, рыболовством, собирательством, ручным земледелием), так и заимствованных от русского крестьянского населения.

Современная структура хозяйственных занятий телеутов во многом определяется близостью телеутских населенных пунктов к промышленным центрам городов Белово и Новокузнецк и занятостью значительной части работающего мужского населения на предпритиях угольной промышленности Кузбасса. После разделения имущества колхоза «Сибирь» (село Беково) и выделения из него в 1993-95 гг. колхоза (сначала в форме товарищества с ограниченной ответственностью, а с начала 2000-х годов – крестьянско-фермерского хозяйства) «Байат», общества «Сибирь» и нескольких самостоятельных фермеров, значительная часть сельских телеутов села Беково и входящих в него деревень продолжает оставаться занятой в сельском хозяйстве. По-прежнему в формировании семейных бюджетов остается существенной роль торговли продуктами питания (в основном, мясом и молочными продуктами) на городских рынках.