 
                    | Институт этнологии и антропологии РАН Функ Дмитрий Анатольевич | 
Шорцы. Материальная культура
Основу пищевого рациона шорцев и их исторических предков в течение столетий составляли продукты занятий охотой, рыболовством и собирательством. В таежной части Шории имелись небольшие делянки, на которых выращивался ячмень, из которого делалась каша, заправка для супа, а также талкан (мука) из обжаренных и толченых/молотых зерен, использовавшийся для приготовления различных блюд и напитков. Разведение домашнего скота практически не практиковалось, о чем хорошо говорит, в частности, поговорка таежных шорцев «Молоком ребенка не корми! Молоко для таежного человека разве пища?!» В северной части Шории, где имелись более удобные природные условия для пашенного земледелия и разведения скота, рацион питания уже во второй половине XIX века во многом определяли именно эти отрасли хозяйства.
  Для приготовления талкана зерна ячменя обжаривали в плоской железной чаше, толкли пестом в деревянной ступе, очищали от шелухи на ручной веялке, а затем мололи на ручной каменной мельнице. Такая мельница, сохранившаяся до сих пор на Мрассу почти в каждом хозяйстве, состоит из двух крупных положенных друг на друга каменных дисков, нижний из которых укреплен на деревянной раме, а в край верхнего вставлен рычаг, другим концом укрепленный в отверстие потолочной доски.
  
  
 
  Зерно засыпалось в отверстие в центре верхнего диска, который вращался с помощью закрепленного в небольшом углублении рычага, а готовая мука ссыпалась с краев нижнего диска на деревянную раму-столик. Регулируя специальным клином зазор между двумя дисками с насечкой, можно было получать как муку талкан , так и крупу шарык .
  
    Талкан
  
  ели, добавляя в чай, молоко, холодную воду, сметану. Из него приготавливали и густую кашу
  
    саламат
  
  . Крупой заправляли мясной суп
  
    урге
  
  . Кондомские шорцы варили из крупы похлебку на молоке, добавляя в нее рыбу, мясо, корни кандыка. Традиционным было и другое блюдо
  
    тутпаш
  
  – сваренные в молоке или воде галушки из пшеничного теста, смешанного с толченой сушеной рыбой. Из пресного теста готовили лепешки терптек, в русских печах в чугунных сковородах выпекали круглый хлеб
  
    калаш
  
  .
  
  
 
  Из мясной пищи лакомством считались вяленые полоски конины сугум. Обычно отваренное свежее мясо выкладывали на блюдо и ели без хлеба, отрезая ножом кусочки, запивая все это мясным бульоном. На промысле употреблялось обжаренное на костре мясо птиц и диких животных, кроме рыси, выдры и крота. Торговцы-шорцы ели также баранину и свинину. Появившийся в нач. XX в. картофель варили в чугунках «в мундире» или пекли в золе костра.
Из растений в пищу употребляли вываренные корни сараны саргай и кандыка пес, сырыми жевали стебли черемши колбы или солили ее в берестяных туесах (сейчас – в стеклянных банках), мелко порезав.
Традиционные алкогольные напитки – арака, сыра, абыртка делались из ячменя и (позже) картофеля. Из абыртки – настоя муки, смешанной с ячменным солодом, гнали араку. Напиток имел специфический хлебный запах и крепость не выше 10 градусов.
  С распространением централизованного снабжения во второй половине XX века рацион питания шорцев существенно изменился. В нем стали играть большую роль покупные мучные изделия, сахар, сгущенное молоко, тушенка. В огородах, если это позволяли природные условия, стали выращивать даже виноград.
  
  
 Виноградник в д. Чувашка в низовьях р. Мрас. Фото Д.А. Функа, 2011 г.
  Виноградник в д. Чувашка в низовьях р. Мрас. Фото Д.А. Функа, 2011 г.
В настоящее время покупные продукты практически полностью определяют картину питания шорцев.
  Традиционной одеждой шорцев являлись распашные халаты и штаны из домотканого холста, ситцевые платья, украшенные по вороту вышивкой цветными нитками или раковинами каури. Головным убором женщинам служил платок, мужчинам — картуз из холста. Зимой надевали шубы, рукавицы, на ноги – кожаные сапоги с портянками из травы-осоки.
  
  
 Женщина за ткацким станком. Фото Н.П. Лыренковой, 1927 г.
  Женщина за ткацким станком. Фото Н.П. Лыренковой, 1927 г.
  Мужчины носили рубахи кӱнек из дабы (хлопчатобумажная ткань) туникообразного покроя с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны чанбар штан шили из такой же материи. Пояс плели из конского волоса или заменяли его кендырной (из конопли) веревочкой.
  
  
 Молодой шорец в традиционной одежде. Г.И. Иванов, 1913 г.
  Молодой шорец в традиционной одежде. Г.И. Иванов, 1913 г.
Поверх нательной одежды надевался распашной халат из кендырной ткани. Ворот и нижняя часть подола халата обшивались тесьмой. Запахивался халат слева направо, застегивался сверху на одну пуговицу и обязательно подпоясывался кушаком. Голову покрывал берестяной картуз, холщовый калпак, а у некоторых локальных групп шорцев – платок.
Зимняя одежда – овчинные шубы у низовских шорцев и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Таежные шорцы довольствовались двумя-тремя халатами и холщовым колпаком, реже – меховой шапкой-ушанкой.
Обувью служили кожаные сапоги без каблуков. У бедных – часто с холщовыми голенищами, подвязывающимися под коленями кожаными ремешками.
  Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи-кӱнек, обычно синего цвета, длиною до пят, застегивающейся на груди на мелкие пуговицы.
  
  
 Молодые шорские девушки в традиционной, праздничной одежде.
  Молодые шорские девушки в традиционной, праздничной одежде.
  
  Полы обшивались полосками из черной ткани. Бязевые синие штаны штан не имели разреза. Плисовый с подкладом халат украшался двумя рядами раковин каури чыланбаш или расшивался цветными нитками геометрическим орнаментом. Раковины-каури использовались также для украшения широких отложных воротников (чапрек) на халатах.
  
  
 Ворот чапрек из фондов Музея этнографии и природы Горной Шории г. Таштагол, 1989 г., фото Д.А. Функа
  Ворот чапрек из фондов Музея этнографии и природы Горной Шории г. Таштагол, 1989 г., фото Д.А. Функа
Голову покрывали платком красного или черного цветов, на ногах были кожаные галоши или сапоги. Детская одежда отличалась от взрослой размерами и отсутствием украшений. Специальной праздничной одежды не существовало.
  Самым распространенным украшением женщин были серьги ызырга из стальной проволоки в виде полукольца, к которому подвешивались нити с бисером или раковинами каури. Реже встречались оловянные или медные серьги треугольной формы с подвешенными бусинами и серебряными колечками. На пальцах правой руки носили тонкие кольца или медные перстни с печаткой, украшенной квадратами с сердцевидными изображениями. Бытовали накосные украшения – жгуты, сплетенные из конского волоса, обвязанные нитками с бусинками, раковинами каури, перстнями и серебряными монетами. В зажиточных семьях встречались ожерельях из нескольких рядов стеклянных бус разного цвета.
  
  Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в три-пять-семь косичек, свисавших ниже пояса с украшениями на концах. Замужние женщины заплетали волосы в две косы. Мужские прически ничем не отличались от причесок русских мужчин-крестьян. Бороды выщипывались специальными деревянными щипцами. Каких-либо украшений шорские мужчины не носили.
Под влиянием русских крестьян, совпавшим с развитием торговли к началу ХХ в., зажиточные шорцы стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Повседневной одеждой женщин становилось платье из покупных ситцев разных цветов или из черного сатина, подпоясанное кушаком с подвешенными к нему ключами от амбаров и сундуков. Поверх платья надевался фартук, на голову накидывалась кашемировая шаль черного, красного и желтого цветов, на ногах вместо сапог стали носить ботинки.
Шорцы таежных улусов Южной Шории еще в начале ХХ в. шили одежду из домотканого кендырного холста. С появлением на рынке мануфактурных тканей преимущества при покупке отдавались сатину, дабе и бязи. Эти грубые и недорогие хлопчатобумажные ткани по своим качествам и ширине более всего соответствовали кендырному полотну, так что можно было использовать веками устоявшиеся технологические приемы раскроя.
  Устойчиво сохранялся комплект охотничье-промысловой одежды, включавший наплечник, меховую безрукавку, войлочные куртки.
  
  Современная одежда почти без исключения покупная и без каких-либо этнических маркеров, за исключением сценических ее вариантов.
  
  
  Расселялись таежные шорцы обычно в долинах рек, в аилах, состоявших как правило не более чем из десятка юрт, и называвшихся по имени старшего из сородичей (например, аил Сонабая). У лесостепных мрасских и нижнекондомских предков шорцев, напротив, преобладали довольно крупные улусы, в которых проживали представители разных родов, как это было, например, в улусах Томазак (ныне г. Мыски), Сосновая Гора (Тоз) и многих других. Усадеб не существовало, отдельные юрты и хозяйственные постройки возводились по косогорам приречных долин.
  
  
 Общий вид улуса Сосновая Гора. Г.И. Иванов, 1913 г.
  Общий вид улуса Сосновая Гора. Г.И. Иванов, 1913 г.
Традиционным жилищем шорцев с древности была простейшая по конструкции каркасная постройка одаг (в просторечии называвшаяся по-русски «шалаш»), которую в конце XIX в. сменила срубная бревенчатая прямоугольная в плане юрта. К нач. ХХ в. в шорских улусах стали преобладать русские срубные избы-одноклети и пятистенки, а у торговцев – крестовые рубленые дома. Из хозпостроек в усадьбах появились амбары, бани, чуланы.
Основным летним и зимним жилищем южных таежных шорцев была покрытая берестой жердчатая юрта, утепляемая на зиму землей. Этот традиционный тип жилища сохранился у мрасских шорцев до наших дней в качестве свадебного «шалаша». Остов его состоит из девяти тонких стволов березы с оставленными макушками, которые связываются между собой ивовым прутом, а комли разводятся по кругу. Снаружи такой остов около пяти метров высотой покрывается кусками бересты и связывается веревками. Оставленное входное отверстие высотою в человеческий рост, завешивается куском холста.
Зимним жилищем северных групп шорцев служили юрты двух типов: бревенчатая с четырехскатной крышей и плетеная из прутьев с плоской крышей юрта, напоминающая телеутскую полуземлянку. Стены такой юрты делались из двойного плетня с земляным заполнением и глиняной обмазкой снаружи и внутри помещения. Конусообразная жердчатая крыша покрывалась куском бересты и сверху засыпалась землей, с оставлением лишь небольшого отверстия для дымохода.
  Наибольшее распространение в конце XIX – начале ХХ вв. получила зимняя срубная бревенчатая юрта двух разновидностей с различными конструктивными особенностями крыши и планировки. В верховьях Кондомы это был чайлыг или яйлыг – прямоугольный в плане, высотой до двух метров пихтовый или кедровый сруб с двухскатной самцовой крышей. Крыша имела продольные самцовые слеги, покрытые колотыми лесинами и кусками бересты, засыпавшиеся сверху слоем земли. Под углы нижнего кедрового венца сруба подкладывались каменные плиты. Щели между венцами проконопачивали мхом. Входное отверстие правого угла сруба имело восточную ориентацию и закрывалось дощатой навешанной на ремнях дверью. Справа от входа располагался глиняный очаг, каркасом для которого служили две вертикально поставленные ребром к стене невысокие плахи. В толстой глиняной обмазке между плахами имелись небольшие углубления для выпечки лепешек и деревянные колья с крючьями для подвешивания котелка. Сверху, над очагом, опираясь на плахи, нависала сплетенная из прутьев и обмазанная глиной труба-дымоход. В крыше было отверстие для света, закрывающееся в зиму куском льда. Позднее для этих целей в противоположной входу стене стали вырубать небольшое окно. В промежутке между очагом и левой боковой стеной стояла различная берестяная и деревянная утварь.
  
  
 Шорская семья у срубной юрты. Улус Кумыс. Г.И. Иванов, 1913 г.
  Шорская семья у срубной юрты. Улус Кумыс. Г.И. Иванов, 1913 г.
  Встречались и пятистенные юрты с небольшой прихожей, где хранились утварь и охотничьи снаряжение. Чаще всего снаружи и у входной двери делалась пристройка из приспособленных к выступу крыши горбылей. Здесь хранили хозяйственные предметы, дрова и здесь же жили охотничьи собаки.
  
  Снаружи юрта огораживалась забором с воротами. Внутри усадьбы находился скот, а зимой хранили сено.
  По реке Мрассу выше порогов сооружалась похожая по конструкции на кондомскую юрта сенек. Ее отличием был очаг в виде простой глиняной очажной ямы у стены напротив входной двери и двухскатная крыша, крытая поверх бересты не землей, а желобами из полубревен. Деревянный крюк с котелком подвешивался над очагом на поперечной жерди, которая покоилась концами в углублениях верхнего венца.
  
  
 Традиционные жилые и хозяйственные постройки на заброшенной усадьбе в д. Ближний Кезек. Фото Д.А. Функа, 1988 г.
  Традиционные жилые и хозяйственные постройки на заброшенной усадьбе в д. Ближний Кезек. Фото Д.А. Функа, 1988 г.
На р. Пызас встречались похожие на сенеки срубные юрты, но с трапециевидной крышей, крытой берестой, плахами и колотыми бревнами. Русские срубные избы-одноклетки и пятистенки в конце XIX века были основными зимними жилищами шорцев, особенно в низовьях Мрассу и Кондомы, но также и в крупных таежных улусах, хотя в этих случаях рядом с избой обычно находилась традиционная юрта. Строить такие избы обычно приглашались северных шорцев или русских плотников, которые привносили свои традиции в конструкции построек.
Разбогатевшие на торговле пушниной, кедровым орехом и медом некоторые шорцы из улусов Красный Яр, Мыски, Чилису-Анзас, Осинники и ряда других к началу ХХ в. стали строить двухскатные крестовые дома, крытые тесом или железом. Усадьбы таких домов обязательно огораживались деревянным забором с воротами. Внутренняя обстановка домов напоминала интерьер домов купцов г. Кузнецка.
 Группа шорцев в улусе Средний Челей на фоне изб. Г.И. Иванов, 1913 г.
  Группа шорцев в улусе Средний Челей на фоне изб. Г.И. Иванов, 1913 г.
В процессе освоения горно-таежных территорий заметная роль принадлежала полозным средствам передвижения, используемым в основном в охотничьем хозяйстве – нартам, лыжам, волокушам.
 Шорцы-охотники со снаряжением для зимней охоты. Инсценировка.
  Шорцы-охотники со снаряжением для зимней охоты. Инсценировка.
  Нарты шанак с поклажей шорские охотники тащили за собой на нартах, изготавливавшихся из тальника или черемухи. Для транспортировки охотничьей поклажи, кроме нарт, шорцы использовали также конскую шкуру-волокушу.
Шорские лыжи – невыгнутые, умеренно широкие, длинные и толстые. Черемуховые лыжи-голицы обшивали камусом – шкурой с голени марала, оленя или лошади.
При спуске с гор в качестве руля использовался универсальный вырезанный из березы посох-каёк (шор. кӱрчек), с длинной рукоятью и совкообразной лопаткой на конце. Каёк использовался также для разгребания снега при постройке охотничьего балагана, для установки капканов или в качестве сошки (подставки) для ружья.
Передвижение на воде осуществлялось на плотах и лодках. Для летней рыбалки использовали колодообразную остроконечную лодку-долбленку кебе, управляемую однолопастным веслом.
 Лодки у берега реки Мрассу. Справа шорская лодка-долбленка. Г.И. Иванов, 1913 г.
  Лодки у берега реки Мрассу. Справа шорская лодка-долбленка. Г.И. Иванов, 1913 г.
Против течения на них передвигались с шестом. Основным средством передвижения по воде с начала ХХ в. становятся дощатые лодки, приобретавшиеся у русских мастеров. Управлялись они также однолопастными веслами или длинным шестом с железным кованым наконечником. В 1970-80-е гг. дощатые лодки стали оснащаться моторами «Ветерок» и «Вихрь» с металлической защитой для винта.
На подтаежных и лесостепных территориях использовались телеги и сани, в которые запрягались кони. Впрочем, на санях перевозили сено и в таежных районах Шории.
 Перевозка сена зимой в Усть-Анзасе. Фото В.М. Кимеева, 1982 г.
  Перевозка сена зимой в Усть-Анзасе. Фото В.М. Кимеева, 1982 г.
Современные средства передвижения разнообразны (мотоциклы, автомобили и др.) и не отличаются от тех, которые используются окружающим иноэтничным населением.