Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Белоруссова С.Ю. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН |
Современные вепсы являются потомками достаточно сильного и заметного в древности племени весь, упоминания о котором с VI по XIV в. довольно часто встречаются в произведениях западноевропейских и восточных путешественников и исследователей, а также в русских летописях. В IX—XI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В «Повести временных лет» под 862 г. весь упоминается в числе народов, участвовавших в призвании варягов. Один из варягов Синеус даже избрал своей столицей племенной центр весского народа — Белоозеро. Под 882 г. сообщается об участии веси в завоевательном походе князя Олега на Киев (Пашков, 2003: 327—328).
После XIV в. сообщения о веси исчезают. Многие известные ученые, в том числе Н. М. Карамзин, полагали, что весь исчезла со страниц истории, растворившись в потоке славянского населения, осваивавшего новые земли. Однако в 1824 г. весь в лице ее потомков-вепсов вновь была «открыта» миру поблизости от тогдашней столицы России — Санкт-Петербурга. Это открытие было сделано финским ученым Андерсом Йоханом Шёгреном (1794—1855). В результате поездок он сделал свой главный вывод: летописная весь никуда не исчезла, просто она фигурирует под другим названием — чудь. А. Шёгрен выявил первую численность вепсов в 21 тыс. человек, сделал первые записи произведений вепсского фольклора и географических названий (Винокурова 2015: 13).
В настоящее время далеко не по всем проблемам вепсской этнической истории имеется ясность и единодушие у исследователей. Большинство ученых полагает, что родство вепсского языка с прибалтийско-финскими языками свидетельствует о том, что когда-то предки вепсов и других прибалтийско-финских народов составляли общность, говорившую на одном прибалтийско-финском праязыке. Судя по археологическим материалам, в IX—XI вв. древневепсская культура достигла наивысшего расцвета. В этот период весь представляла собой раннефеодальную народность, обладающую локальными особенностями.
Долгое время вопрос о прародине вепсов был дискуссионным. Приверженцы прибалтийско-финского происхождения вепсов Д. В. Бубрих, Н. И. Богданов, В. В. Пименов полагали, что область первоначального формирования древневепсского этноса лежала где-то на юго-восточной периферии зоны расселения прибалтийско-финских племен, предположительно — в южном Приладожье, в «углу» между реками Волховом и Свирью. Отсюда древние вепсы стали передвигаться в северо-восточном направлении, расселяясь по рекам Свирь и Оять в сторону Белого озера. Во второй половине I тыс. н. э. определилась основная территория обитания веси — Межозерье (Винокурова 2015: 14–15).
Группы прибалтийско-финского населения, родственные предкам вепсов, продвинулись в начале II тыс. н.э. из юго-восточного Приладожья на Олонецкий перешеек, вступили в этнокультурное взаимодействие с корелой и приняли участие в сложении этнолингвистических общностей людиков и ливвиков. Отдельные группы вепсов освоили обширные территории к северо-востоку от Межозерья, достигнув бассейна Онеги и Северной Двины. Начавшаяся в это же время колонизация севера Восточной Европы восточными славянами способствовала изоляции вепсов от родственных этнических общностей и привела к языковой ассимиляции вепсских групп в бассейнах крупных рек (Егоров 2014: 28).
Вепсы рано вступили в контакт со славянским этносом. На рубеже I—II тыс. н. э. началось интенсивное освоение славянами Европейского Севера, расселявшимися в том числе и на землях древней веси или по соседству с ними. С образованием Древнерусского государства весь вошла в его состав. Последующие волны русской колонизации и формирование севернорусского массива населения закрепляли «чересполосное» этническое расселение вепсов, разделяли вепсский народ на отдельные территориальные группы, углубляли процесс языковой и культурной дифференциации между ними. Языковое и культурное влияние со стороны смежно живущего русского населения приводило к постепенной ассимиляции вепсов, которая в разных районах вепсского расселения в силу ряда причин исторического и географического характера происходила неравномерно. Славянская колонизация вызывала и миграции вепсов. Так, активное освоение новгородскими славянами Свири и Присвирья в XIV в. привело к переселению отсюда части вепсов на земли западного побережья Онежского озера, что положило начало формированию этнодиалектной группы северных вепсов (Винокурова 2015: 16).
Основная часть вепсов до последней трети XV в. жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В нач. XVIII в. северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.
Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии в 1835 г. По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067 (Кёппен 1852).
В 1897 г. численность вепсов составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.
В 1920—30-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шёлтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х гг. началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.
В 1938 г. вепсскоязычные книги были сожжены, а учителя и другие общественные деятели арестованы и высланы из родных мест. В 1937 г. этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шёлтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 г. шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.
С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.
В 1994 году образована Вепсская национальная волость на части территории Прионежского района Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три национальных вепсских сельсовета. Бывший центр волости — село Шёлтозеро — расположено в 84 км от Петрозаводска. В настоящее время на территории Республики Карелии находится три вепсских сельских поселения: Шёлтозерское, Рыборецкое и Шокшинское.