Вернуться







Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Духовная культура


Ульчи представляли горы, реки, озера, промысловые угодья живыми, все природные объекты, звери, птицы и рыбы обладали бессмертной душой, имели своих родовых духов-хозяев. Определенные божества олицетворяли космос, землю, солнце, луну и звезды. Вселенная состояла из трех миров: верхнего, или небесного, где обитали небесные люди; среднего, который населяли земные, смертные люди; нижнего, или мира усопших. Кроме того, ульчи выделяли подводный мир Тэмун (Подмаскин 1994: 68-73). Небесные люди были покровителями и судьями земных, учили их нравственным устоям, гуманному отношению друг к другу, к духам-хозяевам, природе (Киле 1994: 64-67).

Хранителями ментальных, мировоззренческих ценностей были шаманы, которыми становились особые люди, выбираемые после смерти сильного шамана его духами-покровителями Аями и Эдехи, а также сородичами. Претендент должен был отличаться от обычных сородичей умом, интуицией, артистизмом, желанием помогать людям. Атрибутами шамана являлись были бубен и пояс, шаманский костюм и шапка, посох, палки со стружками, предмет для гадания, культовые сооружения. Звуки бубна служили призывными сигналами для шаманских духов и одновременно средством устрашения злых существ. Ту же роль выполняли звуки металлических частей пояса шамана во время шаманского танца. Зеркала и подвески выполняли функцию щита от козней злых духов. Деревянный или металлический посох имел навершие в виде головы покровителя помощника. Возле культовых сооружений, столбов шаман приносил жертвы своих духам, «угощал» их кровью, мясом домашних и диких животных, птиц, табаком, спиртным и другими продуктами (Смоляк 1991; Киле 1994: 64-67; Мартынова, Слипецкая 2021: 4).

По верованиям ульчей, души человека и животных обладали бессмертной субстанцией, передаваясь из поколения в поколение. Смерть человека рассматривалась как смена места обитания его души. Для временного вместилища души покойника ульчи выбирали собаку, медвежонка, делали антропоморфную фигурку, для которой шили постель и подушку. Эти вместилища держали до шаманского обряда проводов души покойного в загробный мир. Такой ритуал мог совершать только большой, сильный шаман раз в два-три года. В конце обряда родственники покойного бросали скульптурное вместилище его души в костер и тем самым навсегда расставались с ней (Смоляк 1991).

Большие шаманы раз в два-три года совершали обряд ундиву для воспроизведения своей силы, для очищения стойбищ и жилищ от вредоносных сил и существ. Шаман заходил в каждый дом, где хозяева встречали его с настоем багульника или окуривали им дом. Шаман делал один круг, танцуя под звуки бубна и бряцания подвесок на поясе. В заключение все участники обряда во главе с шаманом делали общий круг по дому и танцевали (Смоляк 1991; Киле 1994: 64-67).

Ульчи обладали комплексом народных знаний об окружающей природе, о человеке и своем обществе. Эти знания отражали духовный облик рыболовов и охотников, вырабатывали способы воспитания подрастающего поколения. В охотничьем промысле ульчам хорошо помогали навыки ориентировки на местности по течениям рек, направлениям ветров, положению небесных светил: Полярной звезде, Млечному Пути, созвездию Большая Медведица. Для определения времени днем ориентировались по положению солнца на небе. Хозяйственный год делился на периоды, имеющие свои названия, связанные с прилетом птиц, началом лова горбуши и кеты, охоты с петлями и т. п. Ульчи знали лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев, в соответствии с фазами луны. Большую роль в хозяйстве ульчей выполняла народная метрология. Ульчам были известны аспекты народной медицины для лечения порока сердца, опухолей, морской болезни, оспы, нарывов, туберкулеза, дизентерии, чесотки, психических расстройств. С лекарственными целями ульчи использовали более 60 видов растений (Подмаскин 1994: 68-73).

В традиционной погребальной культуре ульчей существовало несколько способов погребения с установкой гроба на пнях, на свайных помостах, под навесами, с оставлением трупов в пораженных эпидемией стойбищах. Подземные погребения совершали в долбленых и дощатых гробах. Для пропавших без вести людей устраивали ложные захоронения с куклой вместо тела (Смоляк 1969: 262-264; 1974: 319-338; 1980: 177-188; Сем 1984: 109-119; Березницкий 1993: 114-118; Титорева 2009: 178-185). Погребальный обряд ульчей отличается от ритуалов остальных народов региона тем, что и в настоящее время на могиле устанавливается плоская дощечка, с фигурными вырезами по бокам и заостренная кверху. В средней ее части проделывали сквозное отверстие, в которое на похоронах и поминках вставляли зажженную курительную трубку, папиросу, сигарету и «угощали» душу покойного табаком (Березницкий 1993: 114-118; Дмитриева 2014: 12-20).

Степень важности медвежьего праздника для культуры ульчей предполагает выделение в особый раздел скульптуры, связанной с этим мировоззренческим элементом. Определяющими моментами можно считать ритуалы игры на музыкальном бревне, устройство сруба для содержания медведя, ритуальные ковши для кормления зверя в неволе, ритуальную посуду, амбары для содержания культовых атрибутов праздника. Шаманская скульптура является наиболее многочисленной и разносторонней. Одно из центральных мест занимает образ духа-покровителя шамана, скульптура типа городо с навершиями на головах фигур.