Каргер , Нестор Константинович
– этнограф, лингвист, специалист по языку и культуре, социальной организации ульчей, ненцев, кетов, селькупов.
Образование Н.К. Каргер получил в Ленинградском государственном университете под руководством основателей советской этнографической школы В.Г. Богораза и Л.Я. Штернберга. До несправедливого ареста в 1935 г. и высылки в Ямало-Ненецкий округ Каргер с 1925 по 1930 г. работал в должности ассистента этнографического отделения ЛГУ, с 1927 г. – преподавателя северного факультета Ленинградского восточного института; с 1932 г. – научного сотрудника МАЭ; в 1932–1933 гг. – доцента кафедры северных языков Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена; в 1932–1935 гг. – научного сотрудника Института народов Севера ЦИК СССР.
Арест был связан с дворянским происхождением Каргера. Однако и в ссылке он не бросил научных занятий до самой смерти, подробности которой до сих пор окончательно не выяснены. Нестор Константинович был участником Великой Отечественной войны и, по одной из версий, погиб на Курской дуге в 1943 г. Несмотря на свою краткую жизнь, Н.К. Каргер успел многое сделать для науки.
В 1926 г. вместе с И.И. Козьминским он участвовал в Горино-Амгуньской экспедиции. В 1927 г. вместе с С.В. Ивановым он был участником этнографической экспедиции Ленинградского университета на Дальний Восток. Эти экспедиции были организованы Л.Я. Штернбергом как комплексные, направленные на выполнение нескольких важных задач. Одной из них являлась необходимость получения опыта полевой этнографической работы молодыми специалистами, которые впоследствии стали известными российскими учеными: К.М. Мыльникова и В.И. Цинциус – в сфере языка и фольклора коренных народов амуро-сахалинского региона, Н.К. Каргер и И.И. Козьминский – этнографии, С.В. Иванов – этнографии и искусствоведения (Каргер 1929: 3-24; Осипова 2012: 162-163). Каргер изучал культуру, родовой состав и этническую историю нанайцев и ульчей. По результатам изысканий Каргер сделал вывод о том, что группа горинских самагиров по своему происхождению тунгусская, а по родовому составу является частью нанайского этноса (Огрызко 2011: 56-59).
В 1931 г. Каргер обобщил материалы по особенностям социальной организации ульчей в статье в журнале «Советский Север». В ней он отметил, что ульчи включили в свой состав многие иноэтнические компоненты. Нередко такие включения происходили в результате поселения среди ульчей групп иноплеменников, которые помнили о своей этнической принадлежности, об аспектах материальной и духовной культуры (Каргер 1931б: 110-125).
Для выяснения родовой принадлежности ульчей Каргер разработал методику на основе изучения родовых преданий, в которых имелась информация о возможной прародине, о древних миграциях народа и его этнокультурных контактах. Каргер настаивал на том, что имеющийся у ульчей фольклорный материал имеет исключительно родовой характер. В частности, тотемические предания о происхождении всех ульчей от священных животных считались наследием конкретных ульчских родов. Далее Каргер очень подробно рассматривал особенности родовой организации ульчей на основе анализа медвежьего праздника. Практически каждый ритуал этого грандиозного общественного межродового или даже межэтнического института был обставлен запретами, предписаниями, носящими родовой характер. Например, родовой огонь, который разводился при совершении особо торжественных, сакральных ритуалов. Родовой принцип взаимопомощи лежит в основе института доха. Важным для классификации является такой компонент праздника, как убиение выращенного в стойбище зверя, предусматривающий тщательный выбор стрелка из чужого рода, так как родственник не может убивать своего сверхъестественного предка – медведя. Анализ шаманских верований позволил Каргеру выявить два основных пласта, связанных с оленеводством и собаководством. Именно на таких животных шаманы увозили души умерших людей в загробный мир на последних поминках. По данным Каргера, самым многочисленным в первой трети XX в. был ульчский род Дечули. Многочисленность его была основана, как в этом убежден Каргер, в традиционном расселении в районе озера Кизи, богатого рыбными ресурсами и имеющего выгодное положение с выходом в Татарский пролив для совершения торговых операций с орочами, сахалинскими ульта и айнами. Таким образом, за короткий срок Каргер выявил почти все ульчские роды, уточнил их численность и проследил по легендам истории их происхождения.