Вернуться




  Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Современное культуротворчество

Ульчский фольклор разнообразен по своим жанрам: космогонические мифы, предания тэлунгу, сказки нингман, песни, скороговорки, загадки, сехури – сказки с заимствованным сюжетом, шаманское песнопение. В фольклоре ульчей отразились анимистические верования, особенности менталитета. Фольклорные произведения исполнялись ежедневно. Взрослые рассказывали детям героические и волшебные сказки, предания тэлунгу, в которых описывались нормы поведения человека в природе и обществе; содержалась история происхождения рода (Айзенштадт 1957: 88-93; 1960: 120-130; 1966: 5-53; Киле 1994: 74-78; Фетисова 2015: 218-228). Считалось, что сказки и предания магическим образом благоприятствовали росту детей, детенышей промысловых зверей, рыб и птиц.

Народная музыка ульчей обладает функциональной определенностью, связывающей музыкознание, этнографию и фольклористику. Пение и игра на инструментах используется при езде на нарте, на лодке, за работой, при общении со сверхъестественными существами, с предком-тотемом, в шаманских камланиях. Музыка выполняет определенные функции: коммуникативную, знаковую, магическую, обрядово-мифологическую, эстетическую и др. (Шейкин 2002; 2020: 52-64).

В состав музыкального фольклора входят песни, промысловые заговоры, сказки, частушки, скороговорки, музыкальные импровизации и песнопения на шаманских камланиях. Ритмы музыкального бревна обязательно сопровождали медвежий праздник и различные ритуалы. Песни ульчей делились на трудовые, колыбельные, гостевые, песни медвежьего праздника, обрядовые речитации и шаманские камлания, личные песни, песни, звучащие в сказках, песни о любви, о родном крае и новой жизни. Песни, напевы, связанные с трудом, помогали слаженно работать. Перед началом охоты и рыбной ловли, в процессе изготовления лодок, плетения сетей речитировались заговоры, предназначенные хозяевам неба, тайги и воды. Широко использовались различные типы манков – тальниковый и берестяной свисток, тростниковая свирель. Исполнялись колыбельные и гостевые песни. В настоящее время гостевые песни звучат только в рамках фольклорных ансамблей (Карабанова 1994: 111-113; Соломонова 1994: 106-111; Мезенцева 2007: 159-161; Фетисова 2013: 128-141; 2018: 128-137; Дьячкова 2020: 51-56; Сыченко 2021: 11-26).

Наиболее ярким аспектом музыкального фольклора ульчей являются речитации медвежьего праздника и образцы песенного творчества, связанные с культом (Соломонова 1981: 125-131; 1987: 66-68; 1994: 106-111).

Музыкальные инструменты ульчей включают в себя ударные, духовые и струнные. К самозвучащим относится звуковое бревно удядюпу из ели с выдолбленной сердцевиной. Бревно подвешивали на треноги и играли на нем двумя тонкими деревянными палочками. Игрой на бревне сопровождали медвежий праздник, рождение близнецов, похороны близнецов и их матери. К самозвучащим относятся: шаманский пояс с подвесками; набор палочек; погремушки. Варганы пластинчатый и металлический связаны с тем или иным культом, а также широко применялись в быту. К мембранным ударным инструментам относится бубен, который сопровождал шаманские камлания, речитации, связанные с культом близнецов, поминками, речитации, посвященные хозяевам тайги и воды. К смычковым относится однострунный инструмент с тембром, напоминающим альт. Роль резонатора выполняет полый берестяной цилиндр с еловой осью и смычком из конского волоса или сухожилия сохатого. Широко использовались различные дудочки, свистки и манки, диапазон звучания которых зависит от количества игровых отверстий (Соломонова 1994: 106-111). Музыкальный фольклор ульчей и их музыкальные инструменты показывают глубоко самобытные истоки культуры.

Традиционная танцевальная культура ульчей – неотъемлемая часть их ритуалов и праздников. Наиболее оригинальными были танцы медвежьего праздника, основу которых составляла имитация телодвижений медведя, когда он передвигается, поднявшись на задние лапы и вытянувшись во весь рост. Пластика шаманских камланий носила более импровизационный характер, в зависимости от функциональной значимости ритуала. Шаманский танец состоял из иллюстративно-изобразительных, имитационных и подражательных элементов. Шаман движениями рисовал сюжет общения с потусторонними силами. Традиционная хореография ульчей тесно и органично сочеталась с их ритуалами, пением и музыкой. Особенностями традиционных танцев являются импровизация, пластическое изображение сюжетов, иллюстративно-изобразительные и подражательные движения (Карабанова 1994: 111-113).

Центром ульчской культуры традиционно считается село Булава, которому в августе 2022 г. исполнилось 210 лет. В честь юбилея была организована праздничная программа, выступления фольклорных ансамблей, выставка мастеров декоративно-прикладного искусства «Пакси», дегустация ульчской кухни «Амта», мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, соревнования по национальным видам спорта «Бачуву хупуку», яркий гала-концерт, кункурс «Мэвху», презентация национального культурного центра ульчей, театрализованное представление «Нани – люди земли»

 


Празднование 210-летнего юбилея с. Булава // Новостной портал о жизни коренных малочисленных народов .(дата обращения 01.08. 2022).
Празднование 210-летнего юбилея с. Булава // Новостной портал о жизни коренных малочисленных народов .(дата обращения 01.08. 2022).
Празднование 210-летнего юбилея с. Булава // Новостной портал о жизни коренных малочисленных народов .(дата обращения 01.08. 2022).
Празднование 210-летнего юбилея с. Булава // Новостной портал о жизни коренных малочисленных народов .(дата обращения 01.08. 2022).

 

Дети булавинской школы под руководством К.К. Киле и Д.И. Ангина изучали историю ульчского народа и его искусства, постигали профессиональные навыки в работе по дереву и ткани. В художественной школе одаренные ребята обучаются прикладному искусству, учатся мастерству у признанных мастеров И.П. Росугбу, Н.Н. Дявгоды, Ю.Н. Куйсали и других (Старцев 1994: 146-152).

Руководитель «Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Ульчского района» (Хабаровский край), член Исполкома Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Марина Андусовна Одзял представляет своих земляков, ульчских мастеров декоративно-прикладного искусства (слева направо: Николай Николаевич Дявгода, Иван Павлович Росугбу, Юрий Никитович Куйсали). Август 2021 г. Хабаровск. Фото С.В. Березницкого.
Ульчский мастер И.П. Росугбу. Фото М.В.Осиповой. 2014 г.
Юрий Никитович Куйсали. Фото М.В. Осиповой. 2014 г.
Изделия молодых ульчских мастеров из с. Булава. Фото М.В. Осиповой. 2009 г.
Фольклорный ансамбль «Мэдэ». Фото из архива КНОТОК. 2021 г.

Село Булава является сегодня своеобразным этномузеем. Село знаменито своей этнографической экспозицией под открытым небом «Ульчская деревня». На ее территории проводятся традиционные районные праздники и конкурсы, такие как «Праздник первой рыбы», выставки мастеров декоративно-прикладного искусства «Пакси», конкурсы национальной кухни «Амта», конкурс красоты «Пудин», спортивные соревнования «Бачуву хупуку» – прыжки через нарты, метание копья, соревнования в тройном прыжке. Три творческих коллектива села – народный фольклорный песенно-танцевальный ансамбль «Гива» (с ульч. «Рассвет») (рук. Г. Веткан), детский образцовый фольклорный ансамбль «Хоста» и «Диро» – представляют на этой площадке свои концертные программы.

По итогам песенно-танцевального конкурса XIII Всероссийского фестиваля национальных культур КМНС (2021 г.) в номинации «Танцевальное искусство» ансамбль «Гива» завоевал первое место, а его руководитель Галина Павловна Веткан была удостоена специального приза им. Бориса Жиркова «За преданность и верность традициям своего народа».

Булавинскую детскую художественную школу, на чьей территории находится «Ульчская деревня», в течение многих лет возглавляет член Союза художников России, народный мастер Юрий Никитович Куйсали. За вклад в развитие народного творчества в 2018 г. Ю.Н. Куйсали была присуждена премия Правительства Российской Федерации «Душа России». Много сил и энергии отдает Ю.Н. Куйсали своим ученикам, обучая их основам традиционного декоративно-прикладного искусства. Он постоянно проводит мастер-классы в различных субъектах Российской Федерации, где обучает практическим навыкам ульчского орнаментального искусства, техническим приемам выполнения рисунка. За достигнутые результаты в деле сохранения традиционной национальной культуры, декоративно-прикладного искусства Ю.Н. Куйсали в 2008 г. награжден благодарностью губернатора Хабаровского края, по итогам IV международной выставки-ярмарки «Северная цивилизация – 2009» занял второе место в конкурсе «Лучшее произведение народного искусства», первое место в номинации «Резьба по дереву и художественная роспись» на международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера – 2011». В августе 2011 г. в краевом конкурсе «Ремесла земли Дерсу – 2011» Ю.Н. Куйсали было присвоено звание «Лучший мастер народного художественного промысла и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края» в номинации «Традиционные художественные ремесла», а в 2016 г. он был принят в Союз художников России и награжден медалью «За верность Северу». Работы Ю.Н. Куйсали находятся в отечественных и зарубежных музейных коллекциях.

Еще одной достопримечательностью села и точкой притяжения жителей и туристов является Центр национальной культуры, много лет возглавляемый дизайнером Людмилой Борисовной Хатхил

 

Людмила Борисовна Хатхил - директор центра этнической культуры с. Булава. Фото М.Н.Осиповой. 2013 г.

Педагогами центра ведутся кружки резьбы по дереву, шитья с орнаментированием для младшей и старшей группы детей, художественной бересты, изобразительного искусства, национальной кухни, постоянно проводятся мастер-классы. Вдохновителем и примером для всех служит сама Людмила Борисовна. Она – автор коллекций одежды из ткани и рыбьей кожи, представляющий свои изделия на районных, краевых и международных выставках. Людмила Борисовна является неоднократным победителем и дипломантом международных конкурсов высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» (2010, 2011), удостаивалась специального приза в номинации «Лучший костюм народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». На юбилейном 20-м фестивале коренных народов «Ридду-Ридду» (Норвегия, 2011 г.) участвовала в проекте «Уличная мода коренных народов» в числе восьми дизайнеров из Российской Федерации, а за активное участие в подготовке экспозиции «Улица Дальнего Востока» в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке (2017 г.) отмечена правительством края. Работы Л.Б. Хатхил находятся в этнографических коллекциях российских и зарубежных музеев. В 2022 г. Центр национальной культуры с. Булава по результатам проведения краевого конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучшее культурно-досуговое учреждение» занял третье место.

В 2018 г. в Хабаровский край поступили первые учебные пособия по ульчскому языку. На сегодняшний день из печати вышло уже 6 учебников и учебных пособий. Авторами выступили носители и преподаватели родного ульчского языка (Надежда Павловна Дечули, Светлана Петровна Дечули, Татьяна Борисовна Матвеева, Клавдия Федоровна Дечули, Вера Александровна Дечули, Марина Андусовна Одзял), а также ученые-лингвисты и методисты (Л.И. Сем, Г.С. Скороспелкина). Все пособия изданы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Педагогу и автору программы «Интегрированный курс родного языка и культуры Приамурья», учебников «Ульчский язык для 1 класса» и «Литературное чтение. Ульчский язык. 2 класс» Светлане Васильевне Ангиной вручили медаль «За верность Северу».

В 2020 г. в Булавинской средней школе в честь Международного дня родного языка впервые был проведен конкурс «Живая классика». Учащиеся 6–11 классов демонстрировали знание родного ульчского языка, рассказывая легенды, читая отрывки стихотворных и прозаических произведений. В рамках конкурса они приняли участие в квесте «Культурная палитра народов Приамурья», где погрузились в пространство ульчского мифа, песни, танца, выступили в качестве актеров в театральной постановке, участвовали в мастер-классе по изготовлению из бумаги модели традиционного ульчского костюма, вырезали элементы традиционного орнамента (Морозова 2020: 15).

Руководителем детского творческого объединения «МЭДЭ» (с. Богородское) является Татьяна Борисовна Матвеева. Изучение родного ульчского языка через ульчскую песню, стихи, сказку практикует этот педагог. Ее ученики, исполняющие ульчскую музыку на народных инструментах, являются постоянными участниками районных и краевых концертных программ. Они неоднократно завоевывали призовые места в разнообразных конкурсах, в 2015 году – второе место в конкурсе инсценировки сказок А.Л. Вальдю.

В проводимом в 2022 году в седьмой раз Всероссийском конкурсе «Семья года» победу в номинации «Семья – хранитель традиций» одержала семья Росугбу из с. Булава. Глава семьи – член союза художников России Иван Павлович Росугбу – достойный хранитель, продолжатель и популяризатор ульчской культуры, родного языка. Он – герой фильмов об ульчах. Участвуя в выставке-ярмарке «Сокровища Севера 2020», И.П. Росугбу стал победителем в номинации «Резьба и роспись по дереву». Иван Павлович – соавтор установленного на сопке сторожевого столба, который охраняет Булаву от всяких напастей. Его жена Светлана Васильевна является мастером декоративно-прикладного искусства, изготавливает изделия из бересты и занимается плетением из лозы

 

Светлана Васильевна и Иван Павлович Росугбу. Фото из газеты «Молодой дальневосточник».

 

Ее работы демонстрировались на районных, краевых и всероссийских выставках. Преподаватель в Центре национальной культуры – Светлана Васильевна передает свое мастерство тиснения на бересте жителям села. Свое мастерство резьбы по дереву и кости Иван Павлович передал своему сыну Ренату Ивановичу Росугбу, лауреату премии губернатора Хабаровского края. Изготовление и игра на традиционных ульчских инструментах – еще одна сторона деятельности И.П. Росугбу. Дочь мастера Екатерина играет на варгане

 

Екатерина Ивановна Росугбу (вторая слева) – новое поколение хранителей родной культуры. Фото М.В.Осиповой. 2020 г.

История семьи Росугбу войдет в специализированное издание Национальную книгу-летопись «Семья года. Россия. 2022 год».

В 2021 г. Центром национальной культуры с. Булава была проведена большая работа по реализации проекта «Мангумэвэчэктэ» (Амурская лоза), финансированного компанией Эксон Нефтегаз Лимитед.

Ульчи прошли сложный период исторического развития. Их традиционный уклад изменился с приходом в Приамурье славян, которые принесли в хозяйство и быт ульчей элементы европейской и русской культуры, государственные мероприятия в виде коллективизации, промышленного рыболовства и лесоразработок. Однако благодаря деятельности неравнодушных к судьбе своего народа людей, в том числе и мастеров прикладного искусства, ульчская культура продолжает развиваться на новой мировоззренческой и ментальной основе. Музеи пополняются экспонатами, создатели которых имеют полное право смотреть на мир по-иному и отображать его в своих работах.

В 2020-х гг. ульчи, равно как и другие коренные народы амуро-сахалинского региона, оказались в очень тяжелом экономическом, экологическом и ментальном положении, связанном с невозможностью добычи нерестовой рыбы – основы их культуры. У современных ульчей имеются свои родовые общины, которые пытаются адаптироваться к капиталистическим отношениям.

Ассоциации КМНС проводят грандиозную работу по возрождению ульчского языка, декоративно-прикладного искусства, орнамента, фольклора, танцев, пищевой модели. Регулярно организуются краевые и районные фестивали традиционной культуры, спартакиады, музыкальные фестивали, праздники («Бубен дружбы», «Дети Амура», «Живой родник», «Таланты земли ульчской», «Коренные народы: прошлое, настоящее, будущее» («Нанисали: балана, эйнени, тимана»)), выступления фольклорных ансамблей. Ульчская молодежь с удовольствием принимает участие в работе современных фольклорных коллективов, которые изготавливают ульчские халаты и обувь, играют на родных инструментах, поют песни на ульчском языке. В частности, образцовый коллектив любительского художественного творчества фольклорного ансамбля «Диро» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Булавинской школы искусств» Ульчского муниципального района; народный песенно-танцевальный ансамбль «Гива» сельского Дома культуры с. Булава

 

Фольклорный ансамбль «Гива» // Новостной портал о жизни коренных малочисленных народов. (дата обращения 01.08. 2022).

В целом же, несмотря на многочисленные проблемы современной жизни, ульчский этнос, как и его культура, живет, искусство, музыкальный фольклор наполняются новыми красками и современным прочтением

М.А. Одязял и молодые ульчи у тотемного ульчского столба (дата обращения 01.08.2022).
И.П. Росугбу угощает духов.