Вернуться




Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Семья, воспитание и образование

Традиционно ульчи жили большими и малыми семьями. Кроме главы семьи и его жены, с ними жили их сыновья вместе с женами. Постепенно сыновья отделялись от большой семьи и заводили самостоятельное хозяйство. После смерти отца-хозяина большой семьи его сыновья делили сети, лодки, неводы, скот и личное имущество. Дом оставался за младшим братом, или его перегораживали, устраивая отдельные входы.

Прически мужчин, женщин и детей были однообразны. Мужчины носили длинные волосы, разделенные спереди на прямой пробор, а сзади собранные в одну косу, завязанную внизу черной тряпочкой. У женатых мужчин коса висела на спине. Неженатые подбирали конец косы к затылку и сложенную вдвое или втрое косу обматывали черной тесьмой. Мальчики ходили с одной косой, к которой привязывали иногда связку бус. Женщины носили одну косу, обвивая ее вокруг головы либо свободно опуская на спину. Девушки и девочки носили по две косы: девочкам каждую косу связывали лентой в узелочки. Девушки каждую косу складывали вдвое и плотно обматывали черной тесемкой. По достижении половой зрелости девушки носили одну косу, а после выхода замуж косу шнурками не обматывали.

До конца ХIХ в. сохранялась система двух взаимобрачующихся родов. Часто брали малолетнюю дочь брата и воспитывали для сына в качестве жены. Наиболее желательными считались браки с девушкой из рода матери; женитьба на дочери брата матери, двух братьев из одного рода на двух сестрах из другого. Распространенным был брак за калым, брак похищением (обычно по предварительному уговору). Левиратные браки просуществовали до 1930-х гг. Бытовал брак за отработку. Брачный возраст девушки – 15-16 лет, юноши – 17-20 (Смоляк 1994: 118-135).

После сговора родители жениха привозили калым за невесту: лук с набором стрел, копье, шелковый халат с вытканными драконами, матерчатый халат, несколько кусков шелка, котел и др. В качестве приданого родители давали дочери постель, утварь, халаты, шубы, куски ткани. Свадебный пир продолжался 2-3 дня. «Угощали» юколой и кашей духа-хозяина земли на эдени и просили счастливого брака. Чтобы брак был крепким, совершали ритуал топтания котлов: при выходе из дома невеста переступала из котла жениха внутри жилища в свой котел, за порогом (Смоляк 1994: 118-135).

Беременные женщины заранее не готовили детям одежды, чтобы не привлечь злых духов. Для обеспечения благополучных родов совершали жертвоприношения и магические ритуалы: подпарывали швы, раздвигали жерди на крыше амбара, развязывали узлы (Смоляк 1962: 267-275). В традиционной культуре стремилась иметь много детей, и особенно мужского пола. Женщины рожали в любую погоду в легком шалаше. В начале ХХ в. для рожениц стали строить утепленные землянки или срубные домики, в которых они проводили 8-10 дней. По возвращении в дом женщина месяц считалась нечистой и ела из отдельной посуды. Ночную колыбель делали из бересты; днем ребенок находился в подвесной долбленой колыбели, к которой подвешивали обереги: косточки рыси, челюсти соболей, наконечники стрел от самострелов и медвежьих копий (у мальчиков), связки бус, матерчатые украшения (у девочек) (Смоляк 1994: 118-135; Киле 1994: 64-67).

Мать кормила детей грудью до трех-четырех лет, прикармливая жидкой кашей, заправленной нерпичьим или рыбьим жиром. Взрослые играли с детьми и делали им игрушки. В шесть лет мальчики ездили с родителями на рыбалку, учились грести веслами, стрелять из лука. Девочки помогали матери по хозяйству, учились шить и вышивать. Воспитанию будущих охотников способствовали спортивные игры, в которых вырабатывали ловкость, меткость, выносливость (Прокопенко 1990: 114-121; Подмаскин 1994: 68-73).

В советский период семейные отношения претерпели значительные изменения, так как власть предоставила женщине равные права с мужчиной. В 1920-х гг. стали создаваться женсоветы, которые вовлекали женщин в общественную жизнь. Основой бюджета современной сельской семьи являются заработки на добыче рыбы, охоте, подсобных работах. Семья сообща владеет приусадебным участком, домом, скотом. Расходованием средств и общесемейных пищевых запасов ведает жена главы семьи. Все взрослые члены семьи равноправны. Старики стараются не вмешиваться в повседневные вопросы семейной жизни молодых. Среди ульчанок немало общественных деятельниц – депутатов сельских и районных Советов. Например, Н.Д. Даргачи много лет возглавляла Булавинский сельсовет и являлась депутатом районного Совета. Много ульчских женщин в среде интеллигенции – учителей, воспитателей яслей и детских садов, медицинских и клубных работников, библиотекарей.

Первая школа для ульчских детей была открыта в 1924 г. (в 1951 г. была преобразована в семилетнюю, и в 1975 г. она стала средней) в с. Булава. В 1926 г. открылась начальная школа-интернат в с. Ухта на 30 учеников. Ульчи положительно относились к школе, обучению детей и условиям их проживания в интернате, хотя дети попадали в непривычный для них мир, боялись умываться и стричься. Параллельно в ульчских стойбищах организовывались пункты по ликвидации неграмотности взрослых. С 1932 г. в районе расселения ульчей вводится всеобщее начальное обучение, что потребовало открытия новых школ и подготовки учительских кадров. В 1933 г. почти во всех стойбищах Ульчского района были организованы начальные школы, в крупных селах – семилетние и средние. В 1930-х гг. обучение ульчских детей на ульчском языке велось по учебникам нанайского языка, поэтому школьники испытывали большие трудности в усвоении материала. В 1933–1934 гг. в ульчских школах работало 79 учителей, в том числе 7 ульчей. Первые ульчские учителя: М.Д. Муска, Н. Пурдик, А. Дечули, П. Дечули, В. Ван, С. Сипин, В. Росугбу, П. Джорка. А. Вальдю, Н. Меер, М. Мунин, Ч. Осоро и другие. Школьники не только сами учились, но и обучали грамоте взрослых, помогали в работе колхозам. В 1941–1945 гг. школьная сеть и количество учителей и учащихся уменьшились. В 1947–1948 гг. в районе функционировала уже 61 школа. Этнических ульчских школ не было, и они занимались по общим программам на русском языке. В 1960-х гг. продолжался процесс преобразования начальных школ в семилетние, а семилетних – в средние. В 1963 г. в Ульчском районе обучалось 840 школьников, из них проживало в интернатах на государственном обеспечении 460. 75-80 выпускников-ульчей ежегодно на льготных условиях поступали и обучались в высших и средних учебных заведениях. В ряде школ развернулась работа технических, литературных, драматических, хоровых, танцевальных, спортивных кружков, школьных мастерских, пришкольных участков. Однако никто не старался сохранить основы традиционного природопользования ульчей, воспитывать в детях уважение к промысловым занятиям. В Булавинской школе развивали народное искусство и обучали девочек вышивать, а мальчиков учили в школьной рыболовецкой бригаде. В 1970-х гг. учащиеся Булавинской школы под руководством К.К. Киле и Д.И. Ангина изучали историю ульчского народа и его искусства, постигали профессиональные навыки в работе по дереву и ткани. Была открыта художественная школа, в которой 60 одаренных ребят начали обучаться прикладному искусству. (Старцев 1994: 139-146)