Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Удэгейцы. Семья, воспитание и образование

 

Преимущественная форма удэгейской семьи – это малая семья, состоящая из родителей, неженатых или незамужних детей, в нее также могли входить некоторые родственники мужа. Детей в семье могло быть до 10 человек. Большие расширенные семьи встречались реже. Они представляли собой близкородственную группу, объединённую потомком отца или матери по третье колено.

Семьи были патриархальные, всем распоряжался отец, без его одобрения не начиналось ни одно дело. Когда сил у него оставалось меньше, права главы семейства переходили старшему сыну. Старики становились хранителями традиций и были окружены уважением. После смерти родителей часть вещей использовалась в похоронном ритуале, «отдавалась с собой» в мир буни , а часть имущества переходила детям.

Браки заключались по договоренности родителей, путем обмена или выкупа. Возрастные границы были условны, так как брак мог заключаться, когда будущие муж и жена были детьми, своего рода брачный договор. И лишь после достижения половозрелости молодые начинали жить вместе. Могли отдать «невесту» в семью жениха еще ребенком, она росла вместе со всеми остальными детьми, помогала по хозяйству, дожидаясь юношеского возраста. Ее положение было особым, так как она навсегда оставалась с этой семьей, в отличие от других детей, которые со временем должны были уйти в другие семьи.

Фотосессия в музее этнокультурного центра общины "Тигр"
с.Красный Яр с гостями из Санкт-Петербурга из Института народов Севера Педагогического университета им. Герцена. Фото О.Звиденная, 2020 г.

В семье было распределение хозяйственных обязанностей. Домашнее хозяйство, воспитание детей, приготовление пиши, сбор дикоросов, шитье одежды, изготовление берестяной утвари – все это было на женщине. Мужчина занимался промыслом – охотой и рыбалкой. В свободное время чинил снасти, изготавливал орудия для промысла – лодки, весла, шесты, нарты и другие крупные вещи. Выбор нового места для жилища, установка кава (дом ), тоже были на мужчине, женщина ему помогала. В давние времена положение женщины было более регламентировано: она не могла есть с мужчинами, заходить на мужскую половину, если приходят гости, она должна быть максимально незаметна. Только пожилые женщины, имевшие взрослых дочерей, освобождались от таких запретов, могла сидеть с мужчинами и есть вместе с ними.

Семья удэгейцев с р.Иман. Фото из книги И. Лопатина, 1913 г.

Для семейных отношений важно было знать всех своих родственников, без знания номенклатуры родства, нельзя было создавать семьи, поэтому отцы брали своих сыновей подросткового возраста и возили по родственникам в соседних стойбищах или на других территориях.

Работа на кожемялке в музее этнокультурного центра общины «Тигр».
Фото Звиденной О., 2010 г.

Воспитание детей, передача традиционной информации, приобщение их к труду были важной составляющей сохранения и воспроизводства народа, Передача знаний относительно традиционных промыслов начинались с раннего детства. В работах исследователей отмечается, что уже в 3-х летнем возрасте детям начинали передавать навыки и знания, которые постепенно приучали ребенка к основам хозяйственной деятельности.

Обработка кукурузы. Фото Е.Р. Шнейдер, 1936 г.
из архива Краевого музея имени Н. И. Гродекова.

Первые задания были несложные: нужно было что-то убрать, подать или принести. С раннего возраста детей начинали брать собой по хозяйственным делам, где они включались в промысловую систему взаимоотношений. Из воспоминаний удэгейского охотника: «Меня с самого раннего детства отец брал в лодку при дальних переправах по реке, где я наблюдал за движениями отца, работавшего шестом, еще, на не вполне сознательном уровне, учился рыбачить и охотиться, и знал уже правила поведения.

После пяти-шестилетнего возраста начиналось половое разделение труда. Шестилетний малыш уже имел свои детские лук и стрелы, мог принести в дом первую добычу, которой чаще всего выступали белки. Чуть постарше, когда добывал первого соболя или колонка, его чествовали всем родом. Это становилось запоминающимся днем в жизни ребенка, всеобщее признание придавало значимость событию и стимулировало стать хорошим охотником.

В зависимости от пола дети тяготели к матери или отцу. «Мальчики в 4-6 лет учились стрелять из маленьких луков. В ассортименте детских игрушек имелись свои луки, ножи, самострелы, остроги, которые использовались в детских играх в охоту на грызунов и другую мелочь. В 6-7 лет мальчики и девочки ездили с родителями на рыбалку, с 7-8 лет они уже умели грести» (А.В.Смоляк).

В лодке по реке. На фото Инга Геонка. Фото Звиденная О., 2021 г.

Девочки в этом возрасте помогали матери по хозяйству: носили воду в маленьких ведерках, присматривали за младшими детьми, начинали учиться шить и вышивать. Мальчики в 8-9 лет ставили петли на куропаток, ловили рыбу махалками через лунки, которые для них пробивали взрослые. К 10-11 годам мальчики уже по-настоящему помогали отцам и старшим братьям на рыбалке. В 12-13 лет их нередко брали с собой на охоту, где они помогали охотникам (готовили обед, запасали дрова и воду и т. д.), и в то же время приобретали навыки самой охоты.

До настоящего времени дети, которых отцы или другие родственники берут с собой в тайгу, в процессе трудовой социализации знакомятся с обычно-правовыми нормами, узнают правила поведения в тайге, на воде, отношение к пойманной рыбе, добытому зверю, получают знания относительно повадок животных, обряды общения с духами леса и др. Взрослые рассказывали детям истории, которые происходили с их знакомыми или родственниками, служившие примерами правильного поведения, а также иллюстрацией наказаний, случавшихся с теми, кто не выполнял предписанные нормы.

Таежные правила удэгейского охотника: «Зверя бей, сколько нужно для пропитания; маток не бей; если тигр охотится поблизости, оставь ему часть добычи или уйди с его дороги; не бери голову зверя убитого тигром, он придет за ней к тебе; береги тайгу, корми духов, не бросай мусор – это твой дом тоже».

 
Детский куклы «акоан». Фото из книги А.Чадаева «Национальная игрушка».
 
 
Семьей в тайгу.
На фото семья Уза
(Канчуга) Александы.
Фото Звиденной О. 2009 г.

Образование

Внедрение в удэгейскую среду образования началось в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Это же время появления первых школ, которые были совершенно новым явлением для народа, имевшего свои традиции передачи знаний и умений. Родители не доверяли школам. Они обоснованно боялись, что дети, узнав в школе что-то новое, неизвестное старшему поколению, не захотят заниматься традиционными занятиями, разучатся охотиться и рыбачить.

Фото Школьники села Гвасюги, 1940 г. Фото из книги В.Т.Кялундзюга,
Н.Е. Кимонко "Мир хозяина воды Лунигиэ", Хабаровск, 2016 г.

Первым учителям приходилось приспосабливаться к кочевым условиям жизни своих учеников, использовать разные формы и методы обучения. Рассредоточенность по значительным таежным территориям детей создавала преграду для обучения, поэтому первыми школами были школы-интернаты, где дети из дальних стойбищ обучались и находились на полном государственном обеспечении. Такая форма в некоторых селах просуществовала вплоть до 1980-х годов.

Постепенно русские учителя стали пользоваться большим авторитетом среди удэгейцев. Шла активная подготовка кадров из местных, дети и молодежь обучались русскому языку, грамоте и передавали эти знания своим соплеменникам.

Первые удэгейские учителя, окончившие техникумы, Кяюндзя Кимонко, Надежда Кимонко. Среди бикинских удэгейцев – Василий Уза, Василий и Николай Кукченка, Антонина Сигдэ. Первые выпускники удэгейских школ избрали себе будущие профессии, которые были необходимы в новых реалиях в родных селах – счетоводов, агрономов, торговых и культурно-просветительных работников, медицинских работников, учителей и т.д. Тяга к обучению среди местного удэгейцев была сильная, дети не только заканчивали семилетние школы, они учились дальше, чтобы в дальнейшем поступить в высшие учебные заведения. Так создавалась первая интеллигенция – учителя Т.В. Суляндзига, В.И. Канчуга, А.А. Канчуга, Н.Л. Кимонко, А.В. Кялундзига, В.Б. Суляндзига, П.Б. Суляндзига, В. Суенка, О.А. Кялундзига, Л.М. Кимонко, Г.А. Кялундзига и др.

Современные школьники учатся в средних школах с полным средним образованием. Статус послешкольного образования среди коренного населения остается все так же высок, поэтому многие дети после окончания 10-11 классов стремятся поступить в высшие или средние специальные учебные заведения. Ведется активная работа по сохранению родного языка, в школах проводятся факультативы, привлекаются средства в рамках экологических проектов, так в 2008 году был создан эколого-туристический клуб под руководством бывшего школьного учителя, писателя Александра Александровича Канчуга, в нем школьники изучали удэгейский язык, историю народа, приобретали экологические знания.

Андреева (Кялундзюга) Нелли Ильинична - преподаватель удэгейского языка (МБОУ СОШ с. Гвасюги).
Фото Звиденной О., 2019 г.

На 2021 год единственное село, где в школе ведется обучение удэгейскому языку, это Гвасюги, где проживают хорские удэгейцы. Также в настоящее время ведется работа по внедрению удэгейского языка в обязательную школьную программу школы села Красный Яр. А пока к образовательным проектам в сфере экологии подключился национальный парк «Бикин». На его баз проводятся экологические уроки, занятия по английскому языку, образовательные проекты для сотрудников.