Вернуться




  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Тубалары. Краткая историческая справка


Исторические взаимодействия предков тубаларов объективно обусловлены историко-культурными процессами, протекавшими на территориях Западной Сибири и Северо-Запада Монголии. Длительные контакты древних и средневековых тюркоязычных и монголоязычных народов и культур этих территорий прослеживаются в этнических культурах современных народов.

К примеру, древнетюркские элементы у алтайских тубаларов прослеживаются не только в хозяйстве, орудиях труда, но также в их культуре и быте. Л.П. Потапов обратил внимание на такие факты, как тубаларская одежда, мужская прическа, изготовление и названия молочных продуктов, срубное многоугольное жилище, которое называлось термином, принятым для круглой решетчатой юрты, крытой войлоком – кереге . На это же указывают отдельные названия деревянной или берестяной утвари. Например, берестяной туес емкостью в несколько ведер для жертвенной браги тубалары называли саба , т.е. тюркским термином, распространенным у киргизов, казахов и башкир, применительно к кожаному сосуду для кумыса. К этому можно добавить материалы из области религиозных верований. Наиболее ярким из них является обычай жертвоприношения лошади, столь несовместимый этнографически с охотничьим пешим бытом. Тубалары приносили своим высшим божествам в жертву лошадь с последующим вывешиванием на шесте ее шкуры, так же как это делали древние тюрки. Среди этих божеств Каным и Тезим представляли собой персонифицированное олицетворение гор, столь характерное для древних тюрков. Из них Йыш ээзи Каным-бий, «хозяин лесов Каным-бий», почитаемый и другими северными алтайцами, был персонифицированным божеством конкретной горной местности, наподобие Отукена у древних тюрков. Каным — это название высокого горного хребта в северной части Кузнецкого Алтая. Под этим именем он обозначается на современных географических картах. Тезим — тоже название высокой горы. Тубалары и прикатунские алтайцы называют его Тезим-бий или Тезим-тайка. Этим высшим божествам приносили в жертву раз в три года лошадей определенной масти, например, божеству Ульгеню — светлой серой масти, а Тезиму — рыжей.

Жертвоприношение лошадей горам, да еще одномастных, характерно для тюркоязычных кочевников-скотоводов Саяно-Алтайских гор. Лошадей для жертвоприношений тубалары покупали, так как скота они держали мало из-за природных условий. Высшие божества тубаларов носили приставку бий со значением высокого титула: Каным-бий , Шаныр-бий и др. Отсюда следует, что религиозные верования тубаларов отразили не только их древнетюркские, но и средневековые тюркские этнокультурные связи. Один из жертвенных напитков, приготовленный из ячменя, тубалары называли поза , тем же термином, каким средневековые узбеки называли свой опьяняющий напиток из проса. Аналогии характерны и для шаманских атрибутов: шаманский бубен у тубаларов, как и у телеутов, носил тюркское название чалу , в отличие от челканцев, кумандинцев и шорцев, которые называли бубен тÿÿр . Собственно тубаларский бубен, каным-чалу, был типичен для черневой тайги: его обтягивали только кожей марала, обечайку делали из кедра.

Аднай Каланакович Туймешев из рода чагат, сказитель и шаман, родился в Яйлю в 1896 году, умер в 1980 году в селе Иогач Турачакского района. Его отец Каланак был известным сказителем-кайчи, исполнителем народного эпоса


Внешним отличием тубаларского бубна являлась вертикальная деревянная рукоятка в виде антропоморфных голов, противоположно расположенных. По существу, рукоятка — это вставленное в бубен изображение божества Каныма , хозяина одноименного горного хребта. Изображение этого божества делали и хранили у себя многие охотники тубалары, шорцы, челканцы и кумандинцы. Характерно для тубаларов представление об образе жизни божества Каныма, хозяина всех зверей тайги: его изображали в виде человека, одетого в железный панцирь, и поэтому называли темир куйакту Каным , «Каным в железном панцире». Осенью перед охотой ему устраивали моление, приглашая шамана, чтобы испросить удачу на промысле. Шаман камлал не с бубном, а с березовой палочкой в виде рогульки, концы которой соединяла веревочка с подвешенными на ней кусочками угля и старого железа. Так отразился в верованиях тубаларов хозяйственный быт оседлых пеших охотников и металлургов, издревле связанных глубокими историческими связями как с другими тюркоязычными народами, так и с иноязычными насельниками Западной Сибири.