Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А. кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Тофалары. Семья, воспитание и образование


Все тофалары делились на роды (нён), которые в свою очередь делились на патронимии (аал), в которые входили от двух до пяти семей. Аалы назывались по имени предка или по названию местности кочевания. Каждый род и входящие в него патронимии имели свою постоянную территорию проживания, где они могли охотиться и кочевать. В советские времена при создании фамилий для тофаларов использовались или названия патронимий, или имя предка. Аал представлял собою стойбище из нескольких чумов, жители которых вместе охотились, занимались собирательством и кочевали. Иногда в стойбище могли жить и представители разных патронимий, что было обусловлено экономическими причинами (Вайнштейн 1968: 66). До сегодняшнего дня большинство тофаларов знает, к какому роду они принадлежат и где их земля, на которой они могут охотиться.

Принадлежность к роду определялась по отцу, а самыми близкими родственниками считались члены одной патронимии. Брак был моногамный и экзогамный, то есть только с представителями других родов, а также других народов. По словам тофаларов, это повлияло на то, что в советское время появилось очень много смешанных национально семей. О замужестве договаривались родители молодых, а окончательное решение принимал только отец девушки. Свадьбу играли после выплаты выкупа-калыма за невесту, которая после замужества переходила в род мужа. Она приносила с собой в семью приданое: покрышки для чума, одежду, посуду. Старшие сыновья, женившись, жили в отдельных чумах от родителей, но часто в одном стойбище, так как входили в одну патронимию. Младший сын (hеймер оол) оставался с родителями до их смерти и после наследовал их чум и имущество. Обязанности мужа и жены были строго поделены. Мужчина занимался охотой и рыболовством, уходом за оленями и лошадьми, торговлей и общественными делами. Женщина делала все домашние дела: ставила и разбирала чум, ловила и вьючила оленей, вела караван, готовила пищу, поддерживала огонь в очаге, приносила воду и дрова, доила оленух, собирала дикоросы, шила одежду и ухаживала за детьми. Мужчина в домашних делах вообще не помогал женщине – ни жене, ни матери (Рассадин И. 2008а: 309-310). Связано это было прежде всего с тем, что хозяйкой в чуме была именно женщина и большинство домашнего имущества принадлежало ей.

Дети начинали очень быстро помогать взрослым в домашних делах. Мальчики учились охотиться и уже в 13-14 охотились на равных со взрослыми. Девочки помогали матерям и учились женским работам. Все дети обучались уходу за оленями, а также занимались собирательством. В советское время, с переходом на оседлость, детей стали помещать в детские сады. Дети тофаларов, родители которых работали в тайге оленеводами и на промыслах, могли находиться в яслях и детсадах круглосуточно на государственном обеспечении. В 1923 г. была открыта первая в Тофаларии школа- интернат на Сысарке, в 100 км от г. Тулуна, который тогда был культбазой Тофаларии. В 1926 г. открылась вторая школа-интернат в Алыгджере, которая продолжает обучать детей до 11-го класса и теперь (История нашей школы).

Игра в шагануш. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-91/2.

Дети – участники ансамбля "Дыырак ибилер". Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.

 

 

Маргарита Спартаковна Метелица (урожденная Кангараева) с портретом своего деде, который погиб на Синявинских высотах под Ленинградом. Автор В. А. Беляева-Сачук. 2022 г.