Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
Тофалары. Общие сведения о народе
По территориям северо-восточного склона Восточных Саян в старину кочевал небольшой народ – тофалары. В первой половине XX в. он начал вести оседлую жизнь. Название народа происходит от самоназвания тофа (тоф. тоъфа, другие варианты произношения – тыфа, тыпа, топа). Слово «тофалар» образовано с окончанием множественного числа существительного в тюркских языках и обозначает «представители народа тофа, люди тофа». В научной литературе и других источниках известно и старое название тофаларов – карагасы, которое использовалось до 1934 г. В настоящее время карагас (черный гусь) считается обидным прозвищем, однако сами представители народа нередко в шутку им пользуются. «Карагасниками» также называли русских торговцев, таежников-заимщиков, которые часто за бесценок скупали или выменивали пушнину на товары первой необходимости в тайге или же давали их в кредит. Карагасники существовали до второй половины 20-х годов ХХ в. и стали символом несправедливого обращения с местным населением, его спаивания и эксплуатации.
Общая численность тофаларов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 721 чел. (321 муж. и 400 жен.).
До 1920-х – 1930-х гг., когда произошел переход к оседлой жизни, тофалары кочевали по территориям северо-восточного склона Восточных Саян в составе трех групп, в которые входили определенные рода. В северо-западной части Тофаларии расселялась группа сонгуу ааллар (западные аалы), в которую входили рода hааш, сары-hааш и кара- hааш, – от последнего, по мнению М.А. Кастрена, и произошло название карагас (Castrén 1856: 389). Вторая группа, бурунгуу ааллар (восточные аалы), занимала юго-восточную территорию Тофаларии. В нее входили рода чогды, ак-чогды и кара-чогды. В центральной части между двумя упомянутыми группами кочевала ортаа ааллар (серединные аалы), которая состояла из рода чептей.
Среди всех групп тофаларов не было существенных этнографических различий, так как тофалары со времени первых упоминаний их количества были немногочисленны, поддерживали экзогамные брачные отношения между родами, кочевали компактно по одной территории. Единственные различия существовали в происхождении родов. Так, чогду считаются потомками тувинцев, роды hааш имеют самодийское происхождение, а чептей, согласно фольклорным данным, происходят от бурятов. В настоящее время осталось пять тофаларских родов: hааш, сары-hааш, кара-чогды, чогды и чептей. Большинство тофаларов, независимо от возраста, знают свою родовую принадлежность.
Оседание тофаларов началось в 1927 г. В настоящее время тофалары проживают главным образом в поселках Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара, которые находятся в юго-западной части Нижнеудинского района Иркутской области. В 1939–1950 гг. на этой территории был Тофаларский национальный район с центром в поселке Алыгджер. До сих пор Алыгджер является самым крупным поселком тофаларов, где находятся главные учреждения культуры. Кроме самой Тофаларии, представители народа живут в Нижнеудинске и Иркутске, а также в других городах и субъектах России.
Тофалары – один из самых малочисленных тюркских народов. Первое упоминание числа тофаларов относится к 1675 г. – 340 человек (Долгих 1960: 254). Согласно данным переписи населения 1897 г., тофаларов насчитывалось 389 человек, в первой переписи населения Советского Союза число тофаларов составляло 414 человек. Согласно переписи населения 2010 г., численность тофаларов составляла 762 человека. Известный этнограф, исследователь тофаларской культуры Б.Э. Петри указывал на то, что в русских летописях и архивных данных нет упоминания о массовой гибели тофаларов, следовательно, их численность со времен появления русских поселенцев оставалась стабильно небольшой (Петри 1927а: 20).
Портрет мужчины в полный рост. Автор И. А. Евсеин. Начало ХХ в.МАЭ No 2834-4.
Портрет оленевода Александра Изотова. Из семейного архива семьи Изотовых. 2012 г.