Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Теленгиты. Современное культуротворчество


У теленгитов развито устное творчество, в котором значительное место занимают песни, предания, легенды, малые фольклорные жанры. Особую популярность имеет жанр героического эпоса. Самый известный кайчы (сказитель) — Алексей Григорьевич Калкин (1925–1998). Он родился в с. Паспарта Улаганского р-на, в 1978 г. был принят в члены Союза писателей СССР, а в 1995 г. награжден Орденом Дружбы. От сказителя в разные годы было записано более полутора десятков произведений, большая часть из которых опубликована на алтайском языке с сохранением специфики теленгитского говора.

 

А.Г. Калкин с топшууром. 1982 г.


Его традиции продолжают молодые исполнители, добавляя к техникам горлового пения современные музыкальные стили. Из нынешних музыкальных групп, членами которых являются теленгиты, известны «Алтай кай» с Урматом Ынтаевым, «Тала» с Элесом Тадыкиным и «Ар Башкуш».

 

Музыкальня группа "Алтай Кай"

 

Музыкальная культура. Теленгитский эпос, исполняемый горловым пением кай , известен и изучен благодаря творчеству сказителя А.Г. Калкина. Структурной единицей музыкально-поэтической композиции сказания является тирада, которая состоит из обрамляющих сольных наигрышей на топшууре , роде двухструнной шейковой лютни, вокализации на асемантические слоги при особой настройке певческого аппарата: сжатии в гортани на уровне вестибулярных складок, движениях губ и языка, напряжении резонаторов, за счет чего формируется шумовая форманта, усиливающаяся в свистящий мелодизированный призвук, речитативного раздела, основанного на изоморфных восьмисложных поэтических строках.

У теленгитов сохранилась традиция скотоводческих заговоров эмизер , jepun jam , сааган , целью исполнения которых было сохранение приплода в период его появления. Заговоры направлены на конкретные виды животных (овца, коза, корова, як, лошадь, верблюдица), например, кой jеepun jam – «овца отказалась (от детеныша)» — поется человеком на индивидуальную мелодию и не предназначен для прослушивания посторонними. В заговорах используются слова-символы, имеющие магическую функцию. Теленгитские сказочные напевы обнаруживают близость к колыбельным и скотоводческим заговорам. У кош-агачских теленгитов в игровых песнях зафиксирован след обрядовых песен табыр , распространенных в прошлом и связанных с весенне-осенними сезонными обрядами. Музыкальные инструменты теленгитов: топшуур , икили , шоор , комус . Известны также фоноинструменты: амыргы , труба-манок на марала, сыгырткыш , ивовый свисток-манок на бурундука, эдиски , свободный аэрофон-манок на косулю, коҥко , язычковый колокол, одеваемый на шею лошади или коровы, кӱзӱҥи , маленький колокольчик для коз или овец, пастушеский посох-погремушка кыҥырууш или кыркыруш , детские звуковые игрушки шалтрак в виде деревянного крюка для колыбели с погремушками из бараньих альчиков на кожаных ремешках.

Профессиональное искусство представлено творчеством певцов, актеров театра и танцоров филармонии. Широко известно в республике певческое искусство Марины Саксаевой, Аржана Найденова, Эдуарда Согонокова, Мергена Тельденова и танцора театра танца «Алтам» Байрама Курдяпова, театральных актеров Роксаны Саргадытовой, Ивана Кукуева, Эльмиры Челтеновой. Благодаря республиканским праздникам и конкурсам стали известны т еатральный коллектив «Тоскыйнак» и народный фольклорный ансамбль «Теле» из Улаганского района, а также народный юмористический мини-театр «Оймок» из Кош-Агачского района.