 
                    | Институт этнологии и антропологии РАН Функ Дмитрий Анатольевич | 
Шорцы. Краткая историческая справка
В историко-этнографической литературе утвердилось мнение, что современные шорцы - тюркизированные потомки древних енисейцев (кетов и др.), самодийцев и угров. Первые гипотезы о родстве отельных групп предков шорцев с соседними телеутами были высказаны участниками Первой академической экспедиции в XVIII веке. Начиная с середины XIX в. вначале лингвистами, а затем историками, этнографами и антропологами неоднократно предпринимались попытки выявить «дотюркские» компоненты предков шорцев, для чего в качестве сравнительного материала использовались случайно отмеченные ими элементы культуры у отдельных шорских групп. Зачастую этнографические особенности какой-либо одной группы механически переносились на всех шорцев, что не всегда было верно.
  Тюрколог В. В. Радлов, первый предложивший считать шорцев отдельным народом Саяно-Алтая, называл их потомками «енисейско-остяцких» племен (часть из них — это современные кеты). В подтверждение своей гипотезы он отмечал енисейскую топонимику в верховьях реки Томи, особенности антропологических признаков и умение шорцев, как и «кетоязычных аринов», добывать и обрабатывать железную руду при их оседлом образе жизни в отличие от соседних тюркских народов. Подобной же точки зрения придерживался тюрколог Н.А. Аристов, относивший шорцев вместе с другими группами северных алтайцев к «отюреченным енисейцам и самоедам (самодийцам)».
  
  
 Подъем лодок экспедиции на шестах вверх по течению реки Мрассу. Вблизи порога, ниже улуса Шадрово.
  Подъем лодок экспедиции на шестах вверх по течению реки Мрассу. Вблизи порога, ниже улуса Шадрово.
Среди современников Радлова в конце XIX в. было распространено и другое мнение. Так, миссионер В. Вербицкий полагал, что «черневые татары» (куда он включал и предков шорцев) по происхождению или «финские племена, но слились с народностью монгольской» или «чудские финские племена, к которым впоследствии примешались и тюркские элементы». «Финским племенем» называли черневых татар (включая и предков шорцев) географы-путешественники и сотрудники РГО, обратившие внимание на их внешность и одежду. Этнограф В.Г. Богораз считал шорцев реликтовым остатком древней культуры пеших охотников – потомков отюреченных палеоазиатов.
Существенно приблизиться к пониманию процесса заселения региона и сложения шорцев дало изучение этнонимики и топонимики Горной Шории. Так, согласно опубликованной А. П. Дульзоном карте топонимов на территории современной Горной Шории самодийские названия наиболее распространены по реке Кондоме, а кетские – по Мрассу, Томи и верховьям Абакана. Тюркский пласт, как полагал А. П. Дульзон, наслоился в результате постепенной ассимиляции древнего кетосамодийского населения по всей территории Горной Шории.
Есть также элементы, которые позволяют говорить о наличии некоего угорского компонента. К последнему принято относить общие для шорцев и угров некоторые измерительные и описательные антропологические признаки, покрой и орнамент распашной мужской и женской одежды, домашний очаг с трубой из прутьев, обмазанных глиной, срубы-амбарчики на высоких столбах, криволинейный орнамент на глиняной посуде и др.
Проблема усложняется тем, что современные шорцы – это почти два десятка родов, каждый из которых имеет свою длительную историю, в которой причудливым образом переплетались судьбы разных языков и культур. В состав шорцев вошли представители по крайней мере семнадцати родов: Кара-Шор, Сары-Шор, Ак-Шор, Таеш, Узют-Шор, Чорал, Кечин, Кызай, Кобый, Кый, Карга, Челей, Чедибер, Калар, Аба, Себи, Тарткын, Кереш. Самым многочисленным и разбросанным по Томи, Мрассу и Кондоме был сеок Челей (1472 чел в 1897 г.), составивший две волости: Кондомо- и Мрасско-Елейскую, затем шли сеоки Таеш, Карга и Шор.
К началу XVII в. тюркские группы современной Горной Шории являлись данниками енисейских кыргызов и обских телеутов. Проникновение первых казачьих отрядов Русского государства на территорию современной Шории в начале XVII в. довольно быстро привело к обложению ясаком местных групп населения, строительству Кузнецкой крепости и в целом к созданию особой системы управления, в которой немаловажную роль играло разделение плательщиков ясака на волости, которые в значительной степени способствовали как сохранению прежних этнических (родовых по сути) идентичностей, так и в ряде случаев сложению новых ее вариантов (общинных, территориальных и др.). Например, названия волостей Каргинская, Кобыйская, Кийская и ряда других были даны по названию основных, наиболее многочисленных родов Карга, Кобый, Кый. Люди, относившие себя к этим родам, помнят об этом вплоть до настоящего времени. Население же тех волостей, где четыре столетия тому назад в основу наименования был положен иной принцип – по имени наиболее знатного человека, с которым русские власти устанавливали договорные отношения (Богоракова, Бежбоякова, Едеева и др. волости), – уже к началу ХХ века в значительной степени утратило представления о своей прежней родовой идентичности.
После административной реформы 1912 г. все управы кузнецких «кочевых» татар были преобразованы в обычные административные волости с «оседлыми инородцами», что привело не к консолидации, а скорее к миграциям в пределах новых административных образований, разрушению внутриродовых связей, потере локальной этничности и ассимиляции среди увеличивающегося русского населения в процессе переселенческой политики российского государства. Институт паштыков-глав волостей был упразднен, а с ним и старая форма сбора налогов, традиционное самоуправление и организация системы судопроизводства. Кузнецкие инородцы были прикреплены по месту проживания, что улучшило систему учета и сбор налогов. В то же время возникла межэтническая напряженность, особенно в населенных пунктах с преобладанием русского населения.
В советский период в границах Горно-Шорского национального района завершился процесс сложения шорцев как самостоятельной этнической группы. В состав шорцев вошли также отдельные представители местных групп кумандинцев, челканцев, сагайцев (хакасов), телеутов, начавшие осознавать себя именно «шорцами». В послевоенный период активного промышленного освоения территории реорганизованного в 1939 г. национального района и ликвидации колхозов начался процесс миграции шорских семей в города и крупные поселки, что привело к началу XXI в. к значительной урбанизации (до 90 %) населения.