Вернуться
  Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Сабуров Александр Алексеевич, директор института
стратегического развития Арктики
Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики

Селькупы. Транспорт


Территории проживания селькупов в Ямало-Ненецком автономном округе, Томской области и Красноярском Крае характеризуются низкой плотностью населения и ограниченным развитием транспортной инфраструктуры по сравнению с основной зоной расселения Российской Федерации.

Все населенные пункты, кроме г. Тарко-Сале (ЯНАО) и Каргасок (Томская область) не имеют круглогодичного сухопутного сообщения с административными центрами своих регионов. Транспортное сообщение представляет собой водное сообщение в период навигации, автозимники в зимнее время и круглогодичное воздушное сообщение.Основная масса грузов доставляется водным транспортом в период навигации.

Ключевыми вызовами в сфере транспортного сообщения на территориях традиционного проживания селькупов являются:

· Сложные климатические условия (низкие температуры, обильные осадки, ветер и др.) и особенности природного ландшафта (заболоченность, обилие водных преград, неустойчивость почвенного состава);

· Отдаленность населенных пунктов с традиционным проживанием КМНС от региональных и районных центров;

· Изношенность существующих и нехватка дополнительных объектов транспортной инфраструктуры;

· Высокая стоимость предоставления услуг сообщения и обслуживания объектов инфраструктуры, нерентабельность осуществления пассажирских и грузовых перевозок и, как следствие, необходимость предоставления субсидий из окружного и районного бюджетов на возмещение расходов перевозчикам

Подробная информация о транспортной доступности отдельных населенных пунктов представлена в таблице.


Таблица. Транспортная доступность населенных пунктов – мест проживания селькупов

Населенный пункт

Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность.

Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами.

Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами.

Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ


г. Тарко-Сале[1]

П. Тарко-Сале соединен с автомобильной дорогой Сургут – Салехард. В муниципальном округе Пуровский район действуют междугородные маршруты: Тарко-Сале – п. Уренгой, Тарко-Сале – Харампур, Тарко-Сале – Пурпе.

Отсутствует

Населенные пункты г. Тарко-Сале и п.г.т. Уренгой имеют аэропорты с грунтовыми взлетно-посадочными полосами и обслуживаются турбовинтовыми воздушными судами. Внешняя связь осуществляется рейсами Тарко-Сале – Салехард, Тарко-Сале – Тюмень


Посадочная площадка для вертолетов.

Судоходство осуществляется по р. Пур по маршруту Пурпе – Тарко-Сале – Уренгой – Самбург

с. Халясавэй[2]

В целях осуществления регулярного транспортного сообщения с муниципальным образованием с. Халясавэй в зимний период осуществляется проезд по временным дорогам «с. Халясавэй – Водозабор − Ярайнерское м/р», «Подъезд к с. Халясавэй» период эксплуатации которых составляет 3,5 месяцев с 15 января по 30 апреля

Отсутствует

Посадочная площадка для вертолетов

Отсутствует

село Ратта[3]

Автозимник Толька-Ратта

Отсутствует

В с. Ратта функционирует посадочная площадка для вертолетов.


Регулярные рейсы отсутствуют

Регулярное водное сообщение отсутствует. По реке осуществляется завоз дизельного топлива и других грузов[4].

село Толька[5]

Автозимник Южный Харампур – Толька с последующей дорогой до п. Пурпе


Автозимник Толька-Ратта


Отсутствует

Регулярные перевозки пассажиров выполняются по маршрутам:

· Красноселькуп – Толька – Красноселькуп

· Толька – Тарко-Сале – Толька

· Толька – Тюмень – Толька


Аэродром с. Толька удален от населенного пункта на 2 км (юго-западнее). Занимаемая площадь 53,2 га. Аэродром имеет одну взлетно-посадочную полосу четвертой категории, длиной 2250 на 75 м. Способен принять на взлетную полосу наибольшее воздушное судно АН-26 (по разовым разрешениям АН-12, АН-74). Аварийная полоса отсутствует, вертодром способный принимать вертолеты всех типов.

Регулярное водное сообщение отсутствует. По реке осуществляется завоз дизельного топлива и других грузов [6] .

село Красноселькуп[7]

Автозимник Уренгой-Красноселькуп

Отсутствует

Регулярные перевозки пассажиров выполняются по маршрутам:

· Красноселькуп – Тарко-Сале – Красноселькуп

· Красноселькуп – Новый Уренгой – Красноселькуп

· Красноселькуп – Толька – Красноселькуп


В связи с реконструкцией аэропортового комплекса в с. Красноселькуп с 2012 года аэропорт не имеет возможности принимать самолеты. Авиаперевозки осуществляются исключительно вертолетами всех типов.

Река Таз в районе с. Красноселькуп судоходна. В летнее время связь осуществляется водным транспортом по р.Таз.

В западной части муниципального образования южнее промышленной территории имеется речной причал для сухогрузов со своей территорией для хранения грузов и стоянкой для маломерных судов. Конструкция позволяет свободно разгружать баржи грузоподъемностью в тысячу тонн. При средней осадке судов около полутора метров уровень воды у причальной стенки в период навигации позволяет легко подходить к причалу любой барже, сухогрузу или танкеру.


Томская область


село Каргасок (Каргасокское сельское поселение)

Автомобильная дорога Томск - Каргасок

отсутствует

Регулярные вертолетные рейсы по удаленным населенным пунктам Каргасокского района[8]

Водное сообщение в период навигации с населенными пунктам Каргасокского района[9]

г. Колпашево[10]

город Колпашево – расположен в 320 км по автодорожной сети от

областного центра г. Томска.

В настоящее время отсутствует круглогодичная связь муниципального образования с

основной транспортной сетью области и областным центром.


По трассе автодороги «Томск – Колпашево» имеется паромная переправа через реку

Обь, работающая в навигационный период. В зимний период действует ледовая переправа. В

весенний период ледохода Колпашевское городское поселение отрезано от транспортных

коммуникаций левого берега реки Обь.


В весенний период транспортные связи осуществляются окружным

путем по автодороге через Белый Яр с пересадкой на железнодорожный транспорт

Вертолетная площадка

Северный населенный пункт Колпашевского городского поселения – село Север

связано с городом Колпашево в летний период только водным путем, в зимний период – по

автозимнику.


Красноярский Край


село Фарково

Отсутствует

Отсутствует

Регулярные рейсы вертолетом из Туруханска[11]

Регулярное водное сообщение отсутствует. По реке осуществляется завоз дизельного топлива и других грузов.




[1] Генеральный план муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323 (дата обращения: 14.09.2022)

[2] Генеральный план муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323 (дата обращения: 14.09.2022)

[3] Генеральный план муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323 (дата обращения: 14.09.2022)

[4] Досрочный северный завоз. В Ратту и Тольку доставили необходимый объем топлива / СеверПресс // URL: https://sever-press.ru/2016/07/25/dosrochnyj-severnyj-zavoz-v-rattu-i-tolku-dostavili-neobkhodimyj-ob-em-topliva/ (дата обращения: 14.09.2022)

[5] Генеральный план муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323 (дата обращения: 14.09.2022)

[6] https://sever-press.ru/2016/07/25/dosrochnyj-severnyj-zavoz-v-rattu-i-tolku-dostavili-neobkhodimyj-ob-em-topliva/

[7] Генеральный план муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323 (дата обращения: 14.09.2022)

[8] Схема пассажирских сообщений Каргасокского района // URL: https://www.kargasok.ru/content/sxema_2009 (дата обращения: 14.09.2022)

[9] Схема пассажирских сообщений Каргасокского района // URL: https://www.kargasok.ru/content/sxema_2009 (дата обращения: 14.09.2022)

[10] МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Комплексное развитие систем транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на период с 2017 -2021 гг и с перспективой до 2030 года. // URL: https://www.kolpsite.ru/normatives/ordinance/2017?%2Fnormatives%2Fordinance%2F2017=&page=10 (дата обращения: 14.09.2022)

[11] Расписание авиарейсов Туруханского района // URL: https://www.zsavs.ru/helicopter-locations/469-turuhansk (дата обращения: 14.09.2022)