Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Миссонова Людмила Ивановна
ведущий научный сотрудник (к.и.н.) Отдела Севера и Сибири ИЭА РАН

Уильта. Искусство, промыслы и ремесла

 

В культуре уильта характерными являются орнаментальные изображения прямолинейно-геометрической формы, символических растительных образов (трилистника), земноводных (ящерицы, лягушки, змия) и птиц. Орнаментальное творчество широко отражено на переметных сумах и сумах для женского рукоделия, мужских ремнях (используемых в костюме для промысла – во время охоты, добычи морского зверя и проч.), в вышивках на ровдуге и ткани подшейным оленьим волосом (а также нитями, но не бисером!) -  на одежде (особое значение придавалось отделке передника и нагрудника), обуви, рукавицах, промысловых перчатках. Сакральный орнамент искусно наносился на деревянных луках седла (с различиями на мужском, женском и детском седлах), различную берестяную утварь, деревянную посуду, предназначенную для ритуального кормления медведя во время проведения медвежьего праздника и мн.др.

Тема оленеводства в декоративно-прикладном искусстве получила развитие в XX в. и ярко представлена в современном искусстве коренных народов Сахалина.  Оленеводство является кодом исторической памяти поколений уильта. Данный код выступает сегодня как важный маркер оленеводческой кочевой жизни. Этот маркер играет роль определения социальной и этнической идентификации.  Современное искусство представлено в разных жанрах.  Народные художники используют как традиционную технику исполнения (графический рисунок), так и совершенно новые способы создания художественных произведений (техника использования рыбьей кожи). Изобразительные картины (отображение кочевого оленеводческого  образа жизни) современных народных художников часто служат иллюстрациями публикаций фольклора. Таким образом, оленеводство переходит в разряд изобразительного фольклора, раскрывающего народное мировоззрение как и в прошлые века.

В тунгусском мифологическом представлении сила плодородия связана с образами первопредков и творцов мира  (и их помощниками) в зооморфном облике земноводных или птиц.  Часто на женском свадебном халате нанайцев, ульчей, орочей и уильта орнаментальными композициями изображали парные древа прародителей со знаковыми животными трех миров вселенной. Каждый из миров наделен силами плодородия. Символику плодородия нижнего мира представляла пара ящера (змия) и лягушки.  Ящерицы и лягушки в виде орнамента присутствуют и на атрибутах медвежьего праздника, и погребального и иных обрядов народов Амурского региона.   При этом образ лягушки (как беременной женщины) был связан с рождением (оживотворением), а также со стихией хтонического.

 

С уходом из повседневной жизни необходимости использования познаний о сакральном пространстве, в частности в среде уильта, исчезли знания, позволяющие прочитать символику этнических узоров, но никак не исчезают сами узоры, изображающие земноводных. В современной жизни мастерицы, продолжающие вышивку и аппликации по родовым трафаретам, успешно внедряют культовые изображения в повседневную жизнь, совершенно порой не подозревая этого. При этом на подсознательном уровне они понимают важность и значимость этих узоров. Сегодня культовые сцены из фигур земноводных и птиц ведут активную жизнь как на сценических национальных костюмах и бубнах, так и на разных предметах женского быта  

Память поколений о разных сторонах жизненного цикла уильта  сохраняется в разных видах современного художественного изобразительного искусства, например, на картинах, выполненных в технике аппликации из бумаги на контрастном фоне (коллекция таких картин А. Осиповой представлена в Ногликском муниципальном краеведческом музее). Сила «движения» играет главную роль на этих картинах.  

Не обошлось без земноводных и в сакральных представлениях о горных массивах и скалах. На Сахалине есть примечательный памятник природы «Структурно-денудационный останец «Лягушка». Рядом со скалой Лягушка находится камень, на котором видны углубления, явно напоминающие силуэт женщины в полный рост.  Бытует легенда о том, что на этом камне завершила свой земной путь шаманка. В 1983 году скала Лягушка была признана государственным памятником природы регионального значения (Место расположения скалы  Лягушка: отроги Сусунайского хребта, водораздел рек Комиссаровка и Одесситка, на расстоянии 20 км к северо-востоку от Южно-Сахалинска). Широта пространства, которое видно с места расположения Лягушки, привлекает большое внимание жителей Сахалина и туристов вне зависимости от этнической и религиозной идентичности.