Вернуться





  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН
Белоруссова С.Ю.

Орочи. Материальная культура

Орочи жили небольшими стойбищами, рассчитанными на 15–20 человек. Такие поселения устраивались по берегам рек на значительном расстоянии друг от друга, чтобы растительный и животный мир большой территории были способны прокормить население. Селения были временными и постоянными – в зависимости от времени года. Временные устраивались в теплое время года рыбаками на берегах рек или охотниками в лесной пади. Во временном поселении орочи жили от нескольких дней до 2–3 месяцев. Постоянные селения использовались в холодное время года. Жилые и хозяйственные постройки в постоянном стойбище сооружали с расчетом их использования на несколько лет.

Эдельштейн Я. С. Вид на деревню на реке Хор. Орочи. Начало XX века. ©МАЭ РАН 2022.

В летних поселениях сооружались легкие корьевые шалаши, в постоянных преобладали срубные полуземлянки. Орочи любую жилую постройку называли зугба. В условиях полукочевого образа жизни наиболее распространенным жилым сооружением у орочей был двускатный шалаш (кава) с вертикальными стенками, который мог быть как летним, так и зимним. Зимний шалаш отличался от летнего несколько большими размерами и строился из более толстых жердей.

Козьминский И. И. Бревенчатый сруб. Орочи. Россия, Хабаровский край. 1929.©МАЭ РАН 2021.

Зимой орочи жили в полуземлянке (туэдзя) с очаговым отоплением. Она имела вид двускатной крыши, поставленной на землю. Для ее сооружения выкапывалась яма шириной 3 м, длиной 5 м и глубиной до 50 см. Жилое помещение полуземлянки делилось на две части – мужскую и женскую. Женщины занимали хозяйственную часть зимника, расположенную около стены направо и налево от входа. Здесь же устраивались полочки, на которых хранилась одежда и швейные принадлежности. Более простым по своей конструкции было временное жилище (болодже). Им пользовались рыбаки только в теплое время – начиная с конца весны и вплоть до наступления морозов. Этот шалаш прямоугольной формы представлял собой двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Промысловые постройки орочей устраивались на местах рыболовного и охотничьего промысла. Это были временные сооружения, рассчитанные на один сезон. Наиболее распространенными сооружениями были укрытия от дождя и ветра – ветровые заслоны окто (История и культура орочей 2001: 49–60).

Традиционная одежда орочей была максимально приспособлена к жизни таежного охотника и рыболова. Она подразделялась на мужскую и женскую, на промыслово- охотничью и ритуальную. Как и у других народов Нижнего Амура, у орочей была одежда повседневная, более простая по отделке, и праздничная, среди которой особо выделялись женские свадебные халаты, а также мужские, специально пошитые для ежегодного «медвежьего праздника». Мужская и женская одежда по внешнему виду и покрою были одинаковы. Отличие состояло лишь в некоторых деталях и размерах. Женский халат, например, закрывал икры ног, а мужской доходил до колен, иногда чуть ниже.

Традиционные верхние мужские и женские халаты (покто) относятся к западному типу покроя кимоно. Халаты были летние (без подкладки), весенне-осенние (с подкладом) и зимние – из шкур животных или плотной ткани, подбитой ватой. Если ткани одной расцветки на халат не хватало, верх делался из одного цвета, а низ – из другого. Таким образом, получалась как бы кофта с юбкой, сшитые вместе. Орочский охотничий костюм довольно сложен, очень хорошо приспособлен к специфическим условиям зимней тайги и к требованиям охотничьего промысла. На голое тело охотник надевал короткие штаны (хэйки) из замши, подпоясанные тонким кожаным ремешком (омоус), а поверх них – широкий кожаный пояс с кольцами, к которым прикрепляются завязки ноговиц.

Мужские головные уборы орочей весьма схожи с нанайскими. Летом они носили конические, богато орнаментированные шляпы (шпорогдо) из бересты, мягкие фетровые шляпы с высокой тульей и с узкими полями. Зимой надевали такую же круглую шапочку, как и нанайцы. Орочи-охотники, живущие по берегам Тумнина, до сих пор носят маленькую охотничью шапочку (хусэни апуни) и шлемообразную накидку (понгко), покрывающую голову и плечи. Накидка обычно шьется из белой хлопчатобумажной ткани и украшается аппликацией. Традиционный женский головной убор орочей домдоко по форме и покрою совпадал с ульчской капорообразной зимней шапкой. Делали ее, как правило, на меху, а верх – из китайского простеганного шелка. Орочская обувь была весьма разнообразной. Известны ее три варианта эвенкийского раскроя, а также амурский раскрой, характерный для нанайской, ульчской и нивхской обуви. Шаманский халат шился из рыбьей кожи или из цветных бумажных материй и украшался по вороту, борту и подолу (иногда и по рукавам) широкой разноцветной каймой. Внизу к нему подшивалась бахрома из полосок меха или кожаных ремешков (История и культура орочей 2001: 61–64).

Эдельштейн Я. С. Портрет жителей окрестностей Императорской гавани. Орочи. Начало XX века. ©МАЭ РАН 2022.

Питание орочей зависело от времени года, но в целом ежедневный пищевой рацион по объему и составу был весьма ограниченным и не отличался особым разнообразием. Питались орочи три раза в день. Завтрак (тимаппти зэву) состоял из жидкой каши или рыбы, которую запивали наваром из рыбьих голов, смешанным с оленьим или нерпичьим жиром; на обед (инэнгити зэву) подавали жареное мясо, запивали его рыбным бульоном; ужин (сиксэппи зэву) состоял обычно из отварного мяса и отваренной юколы. Перед едой и после обязательно пили горячий чай. Более разнообразными были угощение гостей и праздничная трапеза. В такие дни «орочи едят... чрезвычайно много, так что пьянеют от самой еды».

Все традиционные блюда из рыбы, мяса, дикорастущих трав и кореньев готовились без соли (давсун), которая была очень дорогой и дефицитной. Кулинария народа в течение всего времени строилась на использовании рыбы, мяса диких зверей, морских животных, птиц, а также различных дикоросов. Основным продуктом были речная и морская рыба. В пищу использовались практически все виды рыб, обитающих в районах расселения орочей. Наиболее важное значение имели кета и горбуша, которыми питались не только люди, но и собаки. Орочи употребляли в пищу мясо большинства диких животных и птиц. Запретным считалось лишь мясо тигра, рыси, куницы, харзы, волка, горностая. Употребляли в пищу и мясо морских животных – нерпу, сивуча, моржа, а также мясо собак. Мясо в летний период быстро портилось, поэтому его съедали сразу или подвергали специальной обработке. Его употребляли в вареном, жареном, вяленом, запеченном или сыром видах. Ягоды ели в сыром или сушеном виде. Горсть сухих ягод, по свидетельству охотников, «дает силы преследовать соболя без пищи целый день». Бруснику, морошку, голубику, клюкву ели в свежем виде, варили из них компоты и заготовляли впрок путем замораживания. Орочи знали и употребляли в пищу зерновые и бобовые культуры: просо, пшено, ячмень, горох, фасоль. Мучная пища считалась лакомством. Из муки пекли лепешки (упава), варили суп с клецками (пякта). По сей день мучная болтушка (лала) служит вместо чая (История и культура орочей 2001: 65–68).

мучная болтушка (лала) служит вместо чая (История и культура орочей 2001: 65–68). Для передвижения по рекам и морю орочи использовали лодки четырех типов: две из них приспособлены к плаванию по морю и две – по рекам. Для передвижения по морю орочи употребляли лодки тэмтигэ и мооми. Тэмтигэ – большая многовесельная лодка. «Сделана она из пяти больших продольных досок, составляющих дно и бока лодки, и из нескольких коротеньких досок, которым заделаны корма и нос, причем носовые дощечки, по две с каждой стороны, одними концами прикреплены под тупым углом к боковым продольным доскам, а другими – сбиты друг с другом под острым углом и составляют нос лодки». Для передвижения по рекам орочи использовали большую речную лодку улимагда, или угда, и оморочку отонгго. По классификации В.В. Антроповой, резные лодки орочей относятся к типам остроконечной лодки и лодки с лопатообразным носом. Оба типа лодок изготовлялись по так называемому амурскому варианту.

Зимой для перевозки грузов орочи использовали низкую прямокопыльную нарту тукки. Она состоит из полозьев, загнутых с обеих концов, и верхней рамы. При перевозке тяжестей по тайге орочи использовали нарты бэчимагда и онгчоко. В середине 1930-х гг. в колхозах у орочей появился гужевой транспорт. Запрягать лошадей в сани пала и телеги сэдзэ орочей научили русские переселенцы. Перевозки на лошадях производились особенно интенсивно в 1940-е – 1950-е годы. В настоящее время в колхозе лошадей вообще нет. Гужевой транспорт постепенно заменился механическим (История и культура орочей 2001: 70–76).