Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Новикова Наталья Ивановна

Нивхи. Духовная культура


Религиозные представления нивхов были связаны с окружающим природным ландшафтом, в первую очередь с морем / водным пространством и тайгой. Мир мыслился многосоставным (необязательно многоярусным), в котором выделялись мир людей, а также небесный, подземный и подводный миры. Верили в духов-хозяев тайги, гор и моря. В море, по представлениям нивхов, живут «хозяин моря» и «морские люди» (или «водные люди»), которым делали жертвоприношения за то, что они посылают людям рыбу и тюленей. Такое жертвоприношение совершалось дважды в год, перед промыслом тюленя и по завершении рыбной ловли, то есть ранней весной и поздней осенью.

Кормление духа моря


Нивхские женщины на берегу залива

Выдающийся исследователь языка и культуры нивхов Е.А. Крейнович писал: «В разных местах обитания нивхов я встречался с мифами о физической близости нивха с рыбой, нивхинки – со змеей, нивхинок – с ящерицами и лягушками, с легендами о лисах-женщинах, приходивших соблазнять нивхов-мужчин, рассказом о том, что филин женился на нивхинке, и поэтому филины помогали нивхам этого рода в межродовых войнах. Однако все эти легенды единичны в сравнении с легендами о физической близости нивхов и нивхинок с медведицами и медведями. Последние носят массовый характер и встречаются во всех местах обитания нивхов» (записи за 20.04.1928 г. https://www.sites.google.com/site/nivkhlanguage/-nivhgu---4 ).

Неслучайно особое место в нивхской культуре занимал Медвежий праздник, практически сошедший на нет лишь к 1960-м – 1970-м годам. Длительный процесс выращивания медвежонка в клетке после смерти ближайшего родственника, вождение выращенного медведя по селению, его убиение представителями рода зятьев на специальном стрельбище, принесение на этом празднике в жертву собак, ритуальное кормление черепа медведя, использование «музыкального бревна», стружек инау (по Штернбергу, это ораторы-заступники, которые вместе с медведем отправятся к хозяину тайги и будут ему напоминать о нуждах нивхов, а также будут его талисманами), ритуальной посуды – вот лишь некоторые из тех черт, которые значимо отличали Медвежий праздник нивхов (и в целом амуро-сахалинских народов) от общесибирского и обско-угорского его вариантов.

Медвежий дом в Сахалинском областном краеведческом музее


Охота на медведя


Стружки инау

Считается, что шаманизм у нивхов был развит в меньшей степени, чем у других народов Амура, что скорее всего объясняется лишь недостаточной степенью исследованности этой культуры. Все, что известно о шаманах (мужчинах и женщинах) – а именно о шаманской болезни, обретении ими и передаче по наследству духов-помощников, о сексуальной связи шамана с духом-помощником, обретении и использовании бубна, функциях шамана и мн. др. – все это вполне вписывается в общую картину представлений об этом феномене у народов Амура и Сахалина.

Фольклор нивхов включает тексты, которые объединяются самими нивхами в небольшое число групп: тылгу ( тылгур/тылгурш ) – то, что содержит достоверную с точки зрения рассказчика информацию; это мифологические рассказы, например, о брачных союзах человека и животного, предания, шаманские легенды; группа повествовательных жанров получила уамурских нивхов название нызит , исследователи соотносят эти тексты с европейской сказкой. Тылгуры обычно слушали молча, а сказочника аудитория всегда поддерживала одобрительными возгласами.

Еще одну группу составляли эпические сказания ӈастур , или ӈастунд , амурск. нивх. Ӈызит , которые в пересказах были известны в науке уже более ста лет по работам Л.Я. Штернберга. Нивхский эпос записывали Б.О. Пилсудский, Е.А. Крейнович, Г.А. Отаина. В 2013 г. эпос сахалинских нивхов «Поселение бухты Черной земли», записанный от сказительницы Хыткук в 1974 г. нивхским писателем и поэтом В.М. Санги, впервые был издан не в кратком прозаическом пересказе, как могли его записывать ученые до появления аудиозаписывающих устройств, а в виде расшифровки пропетого сказания, то есть как поэтический, стихотворный текст (Ығмиф ӈалит во 2013). В эпических сказаниях нивхов герой всегда одинок и действует в одиночку, обращаясь в трудных ситуациях за помощью не к людям-соплеменникам, а к духам и представителям животного мира.

Известны также малые жанры фольклора, в частности загадки ( утхаврнд ). Развито было песенное творчество (песни – лунд/лу ). Из музыкальных инструментов, помимо бубна и ритуальных погремушек, были известны варганы, свистки, а также тынгрын – однострунный смычковый инструмент.

В декоративном искусстве нивхов исследователи выделяют две составляющие – женскую и мужскую. Если первая была связана в основном с шитьем и украшением одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, берестяной посуды (все это богато орнаментировалось), то вторая, имевшая признаки художественного ремесла, – с обработкой и резьбой по дереву.