Институт этнологии и антропологии РАН
Новикова Наталья Ивановна |
Нивхи. Материальная культура
Пища . Нивхи – классические ихтиофаги. Их основная пища – сырая, вареная и вяленая рыба. Не менее важную роль играло мясо и жир морских животных, копытных и птиц, различные коренья и травы. Широко использовалось в пищу мясо собак. Его ели исключительно в вареном виде, однако супы из него не готовили. Излюбленной пищей были сушеная корюшка че аркай, юкола, долгие годы заменявшая нивхам хлеб, сушеная икра кеты и горбуши. Они и сегодня остаются любимой едой. Из юколы приготовляли различные блюда. Юкола, вымоченная в теплой воде, разрезанная на мелкие кусочки и смешанная с черемшой и перцем, называлась хирма. Молотую юколу, смешанную с нерпичьим жиром и засыпанную сахаром, нивхи называли выхма . Из юколы варили супы, добавляя в них сушеную икру, различные травы. Лакомыми блюдами считались талк (строганина из сырой свежей рыбы) и мос (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром). Свежую рыбу ели преимущественно в вареном виде. Жарка рыбы на масле считалась недопустимой.
Мясо морских животных предпочитали в вареном виде, сырыми употреблялись лишь сердце, ласты и почки. Из кишок и внутренностей делали колбасу, обязательной составной частью чуть ли не каждого нивхского блюда был нерпичий жир. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, побегов багульника и ягод.
Важной составляющей пищевой модели были различные растения, ягоды, орехи и другие продукты собирательства. Клубни сараны употреблялись в пищу в вареном и печеном виде. Е.А. Крейнович зафиксировал несколько блюд, основным компонентом которых были клубни сараны: к"арк"холанд – салат из сараны, кедровых орехов и гороха с юколой и тюленьим жиром; к"арк"мос – смесь растертой сараны, тюленьего жира и ягод, разбавленная водой, настоянной на белой глине мами.
Многие растения употребляли в пищу в свежем виде. Наиболее известное из них – черемша тан"вн" (у материковых нивхов – х аг"и). Еt ели с юколой, сырой и вареной рыбой, вареным тюленьим мясом, ею приправляли любую рыбную или мясную пищу. Широко распространенное блюдо из юколы, черемши и тюленьего жира называется як"ма .
Многие растения нивхи использовали для приготовления супов. На Тыми и Охотском побережье Сахалина их называли вэук, на Татарском побережье – пышк, на материке – парву. В зависимости от растениятакие супы имели и особые названия: к"оврвэук, – суп из растения к"овр ; ч'фугвэук – суп из растения ч'фух. Стебель растения, используемого для приготовления такого супа, имеет у основания красный цвет, поэтому этот суп называют еще осваг'ладвэук (букв. «суп из красного корня»).
Приготовление некоторых супов, особенно с использованием мхов и лишайников, было трудоемким делом. Так, например, приготовление супа н"ог лвэук (букв. «пахнущий суп»), который обычно готовили зимой, занимало несколько часов. Вначале растение долго варили в котле, затем тщательно промывали, разминали руками и выносили на мороз. Замороженную массу разрезали на мелкие куски, к ней добавляли икру, кедровые орешки, после чего снова варили.
Демонстрация нивхской кухни
Сахалинские предприниматели на выставке Сокровища Севера в Москве
Наиболее распространены у современных нивхов мос , муви и путь (суп из морской капусты). Муви представляет собой картофельное пюре (в прошлом использовали растертые клубни сараны), смешанное с ягодой и жиром нерпы.
Одежда. До знакомства с тканями нивхи изготавливали одежду из шкур морских животных и рыб. Нательная нижняя одежда состояла из штанов варш и халата пухт , ларкх, которые уже в XIX в. шились из ткани. Основу нивхского костюма составлял халат, имеющий покрой кимоно: прямая спинка, расходящиеся полы, цельнокройные рукава. Первоначально их шили из рыбьей кожи, которую тщательно мыли и выделывали, от тщательности очистки кожи зависели качество халата и время его носки. Если на коже оставался жир, то со временем она становилась жесткой и деформировалась. Позднее кожу заменили покупные ткани. Халаты носили и женщины, и мужчины, у последних они были короче. Женские халаты более богато орнаментировали.
Нивхские халаты
Зимой под халат надевали меховой нагрудник. Обувь шили из шкуры нерпы, а также специально выделанной кожи сазана и кеты. Летом головные уборы носили преимущественно мужчины – берестяные шляпы конической формы. Верхней одеждой служили меховые шубы, которые подпоясывали для тепла и удобства. Также использовали нарукавники и рукавицы. Зимний костюм нивха дополняли наушники, меховая шапка и шарф из беличьих хвостов. Дополнительными элементами мужской одежды были нагрудники, передники и мужские меховые юбки. Юбку
коськ
надевали поверх одежды во время промысла и поездок. Верхняя часть юбки надставлялась двойной полосой из рыбьей кожи или ткани с продернутым ремнем.
Кукла в мужской одежде с юбкой
Женский зимний костюм был аналогичен мужскому, кроме юбки, но отличался более богатыми головными уборами из меха лисы и рыси. Женщины носили также серьги, браслеты, кольца. Волосы заплетали в две косы женщины и в одну – мужчины. В 1930-е гг. традиционная одежда стала уходить из употребления. У женщин и мужчин распространились короткие стрижки. В современных условиях женские нивхские халаты есть у многих, их используют на различных мероприятиях как знак нивхской идентичности. Также распространение получают и модели с использованием этнических орнаментов в одежде современного кроя.
Модели нивхских кутюрье
Современный нивхский костюм
Поселения и жилища. Хозяйственные занятия нивхов обусловили места расположения их поселений: практически без исключений все они располагались по берегам рек или в бухтах на морском побережье .
Дорога в хозяйство Ларга
Существовали летние и зимние поселения. Первые уже к началу ХХ в. практически исчезли, хотя значительное число нивхов еще в середине прошлого столетия регулярно переселялось на летние «квартиры»; постепенно эта практика совсем исчезла и лишь отчасти была восстановлена в 1990-е годы. Селений было довольно много, но все они была малонаселенными и состояли из 2-3, редко 4-5 жилых построек. Ликвидация т. н. неперспективных деревень в итоге привела к концентрации нивхского населения на Сахалине всего лишь в трех населенных пунктах – Некрасовка, Чир-Унвд и Ноглики.
Поселок Некрасовка
На материке сходные процессы в меньшей степени отразились на системе расселения нивхов. За исключением поселков в Николаевском районе Хабаровского края, практически все нивхские поселки являются смешанными в этническом плане.
Известно несколько типов деревянных жилищ. Наиболее распространенным было зимнее жилище то-рыв – полуземлянка с пирамидальной крышей. Встречались также срубные, каркасно-столбовые и иные типы строений, в том числе с неким подобием сеней и окнами. С развитием торговых контактов рыбья кожа в окнах стала заменяться на стекло. Для отопления домов использовались каменные или деревянные дымоходы, которые шли от топки вдоль стен, дым из них выходил за пределами жилого пространства через специальную трубу или порой через дуплистое дерево. Такая отопительная система известна под название «кан». Летние жилища ке-рыв часто были свайными. Одна часть в них была срубной, а другая – из досок: там хранили домашние вещи. В свайные жилища поднимались по специально устанавливаемому бревну с зарубками. Постепенно такие жилища уступили место наземным.
Постройки в Сахалинском областном краеведческом музее
С распространением норм советской культуры дома стали срубными. Как правило, они были небольшими однокамерными, а с 1950-х гг. началось типовое жилищное строительство. В образцово-показательных на то время населенных пунктах появились газ, водопровод, телевизионный ретранслятор, клуб и другие атрибуты успешной жизни. В ряде случаев в крупных населенных пунктах, например в поселке городского типа Ноглики, различия в темпах застройки и образе жизни людей, воспринимающиеся местным населением исключительно в этнических терминах, сохраняются вплоть до настоящего времени (часть поселка, именуемая «Колхоз», – это в основном деревянные дома с преобладающим нивхским населением).
Средства передвижения. Летом нивхи использовали для передвижения лодки, зимой – лыжи и нарты. Лодки му – дощатые плоскодонные и долбленки. Управляли лодкой с помощью однолопастных весел, но также могли использовать и собачью упряжку, которая буксировала лодку по берегу. Известен был также парус, который делали из рыбьей кожи. Для управления берестяными оморочками, которые встречались у нивхов Амура, использовали также двухлопастные весла.
Средства передвижения в Ногликском музее
Известия о многовесельных больших лодках, вмещавших несколько десятков человек, относятся к ранним историческим свидетельствам и в этнографической реальности они не отмечены. Лодка-долбленка воспринималась нивхами как мужчина, а дощатая – как женщина. Встречались лодки с изображением на носу глаз, похожих на человеческие.
Зимой на длинные расстояния нивхи передвигались на лыжах (известны лыжи-голицы лак и обшитые камусом или тюленьей шкурой энь ), а также на собачьих упряжках. При ходьбе на лыжах использовали особый посох чхом кыдь, ут с четырехугольной лопаточкой карш на нижнем конце, или же с кольцом чхопу на нижнем конце и лопаточкой на верхнем. Лопаточкой удаляли налипший на лыжи снег, расставляли капканы.
Упряжное собаководство нивхов относится к гиляцко-амурскому типу, а название ездовой нарты ( ту ) заимствовано ими у тунгусоязычных соседей. Для транспортировки тяжестей, в том числе охотничьей добычи, использовались также волокуши.
Современные транспортные средства нивхов – автомобили (в основном японского производства), металлические и резиновые лодки с мотором и иные доступные средства передвижения.