Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Новикова Наталья Ивановна

Нивхи. Семья, воспитание и образование


 

Традиционно нивхи жили в небольших поселениях. Семьи включали несколько детей, воспитанию которых уделялось большое внимание, особенно бабушками и дедушками, а также дядями – братьями отца. Первостепенное значение имело трудовое воспитание. Мальчики рано начинали участвовать в промысле, девочки занимались сбором дикоросов, шитьем и вышиванием. Взрослые не жалели времени на изготовление игрушек, но дети и сами часто их делали. У нивхов были распространены люльки из дерева и бересты, которые сохранялись в течение нескольких поколений. Взрослые использовали различные обряды, защищающие детей, например, давали два имени. Трудовое воспитание и раннее взросление позволяло подросткам уже с 14 лет полноправно включаться в жизнь семьи.

В XIX веке первые школы для нивхов в Хабаровском крае были организованы православной церковью, на Сахалине таких школ не было. Система формального образования сложилась лишь 1920-е – 1930-е гг., она была в значительной степени экспериментальной, а затем общей для всех народов Севера с интернатами и обучением на русском языке.

В 1990-е гг. на Сахалине сформировалась оригинальная система образования и воспитания детей коренных народов, опиравшаяся как на государственные стандарты, так и на самостоятельную деятельность активистов и организаций коренных народов. Более традиционной стала школа-интернат в п. Некрасовка, обучение детей-нивхов в которой включает тесное взаимодействие с культурным центром Кыхкых, при интернате также есть музей с большой этнографической коллекцией по культуре нивхов. Уникальным учебным заведением был первоначально лицей-интернат No 3 технологий традиционных промыслов народов Севера. Его особенностью было то, что ученики получали не только общее среднее образование, но и учились технологиям декоративно-прикладного искусства, шитья, вышивания. До середины 2000-х гг. лицей выдавал диплом дополнительного образования швеи, выпускники могли поступать в Университет технологий в Петербурге, преподаватели которого приезжали на Сахалин для приемных экзаменов. Родовые хозяйства оказывали лицею организационную и финансовую поддержку. К сожалению, сейчас лицей превратился в простую школу-интернат.

 

Школа лицей в Поронайске

 

Для сохранения и развития культуры нивхов важны также этнические летние лагеря, которые устраивали аборигенные хозяйства при поддержке нефтяных компаний. Организованные в местах традиционных промыслов, они позволяли детям и подросткам погрузиться в спокойную жизнь, участвовать в различных работах, наблюдать за старшими. Занятия сочетали образование и игру, длительные прогулки, обучение игре на музыкальном бревне и других инструментах, рисование.

Учитель-методист М.Н. Пухта вспоминала: «Нас с малых лет учили следить заглазами родителей. В них мы видели поощрение, радость, если правильно поступили, неодобрение, если делали что-нибудь не так, как нужно. Бытовала фраза: “Урла ола – няҳ тағ̧р ола” – “Хороший ребенок – тот, который следит за глазами”».

Важнейшее значение в воспитании детей имели традиционные игры, многие из которых сохраняют свою роль и в современных условиях. Игры учат наблюдательности, настойчивости и служат тренировкой физической силы, способствуют сохранению этнического языка.

 

Игра «В ладошки»

Эта ритмичная игра до сегодняшнего дня пользуется большой популярностью у девочек и женщин. Первоначально она исполнялась на Медвежьем празднике во время свежевания медвежьей головы и собачьих бегов. Ее название «Иты занд лерд» буквально означает «играть, ударяя в свою челюсть» (иты – подбородок, занд – бить, лерд – играть). Сначала исполнительница несколько раз хлопала в ладоши, затем чередовала хлопки с ударами пальцами по разным частям лица и тела. Когда она касалась ладонями нижней части подбородка, ее зубы ритмично щелкали. Затем она била себя по губам, издавая чмокающий звук, ударяла ладонями по надутым щекам и снова щелкала зубами. После этого она касалась пальцами лба, висков, плеч, кистей рук, локтей, коленей, чередовала удары по правой и левой сторонам лица и тела. Темп ускорялся, приводя в возбуждение и исполнителя, и зрителей. В книге Н.А. Мамчевой «Музыкальные инструменты в традиционной культуре нивхов» приводится следующий текст, сопровождающий эти действия:

Подбородок бить играть

В ладоши бить

В ладоши бить

Друг с другом играть

Лоб лоб бить

Плечо плечо бить

Плечо бьешь туф туф (звукоподражание)

Подбородок бьешь чалф чалф (звукоподражание)

Локоть бьешь кыф кыф (звукоподрожание)

Колено бьешь айку (больно).

 

Игра в мяч

Мяч пулк величиной меньше кулака обшивали рыбьей кожей. Участники разбивались на две команды. Начинали с того, что мяч подбрасывали кверху и откидывали палкой по направлению к противникам. Те отбрасывали мяч назад и не давали ему улететь далеко. Если он оказывался дальше противников, тогда они передвигались за ним, а следом и другая команда. Когда мяч летел, все старались отбросить его палкой.

 

Прыжки через крутящуюся веревку

Эту игру устраивали как на улице, так и в помещении. Для нее требовалась 4-5-метровая веревка, сплетенная из нескольких ниток нерпичьей кожи, утолщенная в средней части, утонченная к концам (это способствовало ритмичности ее вращения). Перескакивая через нее, молодежь тренировалась прыгать на голову медведя во время Медвежьего праздника. В современном варианте игры участники задают специальную серию прыжков: в положении приседа на двух ногах, по-заячьи – на четвереньках поперек веревки, грудью вперед на руки с быстрым отталкиванием от земли руками, лежа на веревке боком, спиной, снова боком, сидя на земле, вновь на четвереньках поперек веревки и вприсядку на двух ногах. При задевании веревки во время прыжков участник выбывает из игры, в противном случае приступает к следующему испытанию: ложится на спину под поднятой веревкой вдоль нее. Те, кто держит ее, опускают ее на игрока, стараясь его задеть, а тот перекатывается из стороны в сторону, стараясь увернуться. О том, сколько раз надо увернуться, договариваются заранее. Успешно выполнивший все условия состязания становится победителем.

 

Мать защищает своих детей

В этой игре участвуют как взрослые, так и дети. Она развивает ловкость и спортивные качества. Перед началом выбирали «черта» и «мать». После этого они брались руками за пояс впереди стоящего, создавая цепь. Впереди, широко расставив руки в стороны, становилась «мать», защищая от «черта» своих детей. Задача «черта» схватить всех «детей». «Черт» пытался перехитрить «мать» и схватить крайнего игрока в «цепи», после чего пойманный выбывал из игры.

Большую роль в воспитании играли традиционные танцы, которые не только знакомили с музыкальной и исполнительской культурой, но и учили навыкам общения. Сейчас дети часто занимаются в фольклорных ансамблях вместе со взрослыми, причем в нескольких поколениях. Также вместе с мамами и бабушками некоторые юные мастерицы участвуют в мастер-классах по изготовлению игрушек, вышиванию, особенно такая практика распространена в центре Кыхкых (Некрасовка, Сахалинская область).

 

Н.Н. Кельман с внучкой