Институт этнологии и антропологии РАН
Новикова Наталья Ивановна |
Нивхи. Демографические данные
В середине XIX в. Л.И. Шренк определял численность нивхов по количеству жилищ в селениях: на материке 3512 человек, на Сахалине 1704, всего 5216 человек. Состав и количество поселений были подвижны, многие из них были основаны менее ста лет назад, включали представителей разных народов.
Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. зафиксировала 4642 нивха, из них 2673 на материке и 1969 на острове Сахалин. С тех пор численность колебалась. Так, в 2002 г. она составила 5162 человека, а в 2010 г. снизилась до 4652.
По Всероссийской переписи населения 2020 г. – 3842 человека. Это число расходится с данными текущей статистики, которой преимущественно пользуются органы государственной власти для решения практических вопросов. Например, в Сахалинской области на 1 января 2023 г. зафиксировано 3199 нивхов (по переписи 2020 г. – 1851 чел.).
До середины XX в. у нивхов сохранялись некоторые элементы традиционных брачных регуляторов: ранние браки, особенно для женщин, двоеженство, усыновления детей-сирот внутри коллектива родственников. Со временем сохранились только усыновления.
Позднее и в настоящее время процессы миграции и метисации стали еще более активными, в местах своего расселения нивхи составляют незначительное число, значителен процент межэтнических браков. До 1920-х – 1930-х гг. нивхи вступали в браки преимущественно или с представителями своей национальности, или с представителями других коренных народов. По сведениям А.В. Смоляк, на Амуре наиболее распространены были браки с негидальцами. Препятствий для заключения смешанных браков не было, они даже приветствовались. На Амуре нивхи всегда были расселены рядом с родственными по образу жизни другими коренными народами, что способствовало заключению между ними браков. На Сахалине больше браков с другими народами, в частности с корейцами и русскими. При оценке демографических процессов целесообразно учитывать историю острова.
На Сахалине, особенно в Поронайском районе, много семей нивхско-корейских. В семьях сахалинских корейцев сохраняется память о драматической судьбе родителей после окончания Второй мировой войны, разделенных семьях, преследованиях и т. п. Это роднит поколения 1950-х годов рождения с аборигенами, которые также испытывали дискриминацию, самосознание которых было и остается стигматизированным. Кроме того, существенным фактором взаимодействия, родства и кооперации для коренных народов является их внешний монголоидный облик.
Для народов Севера также характерно восстановление этнической идентичности, как случилось на Сахалине со многими уйльта, в прошлом числившимися ороками. Это привело также и к небольшому изменению общей демографической картины. Растет число браков с русскими и другими народами, в том числе и трудовыми мигрантами. В целом при записи национальности детей в смешанных семьях на Амуре в ульчских районах могут выбрать и ту, и другую национальность. На Сахалине предпочтение чаще отдается «коренной» идентичности. По данным переписи 2010 г., почти половина нивхов проживает в городах, но это часто не влияет ни на образ жизни, ни на идентичность, так как есть возможность заниматься основным занятием – рыболовством. Острой проблемой для нивхов является низкая продолжительность жизни. Так, по данным аналитических отчетов 2012–2013 гг., в Охинском и Ногликском районах Сахалинской области она составляла соответственно 55 и 47 лет.