Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Перевалова Е.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Ненцы. Духовная культура

Мифологическая картина мира и традиционные верования. Ненцы – язычники: основная часть сибирских ненцев не приняла христианства ни в эпоху массового крещения инородцев Ф. Лещинским (начало XVIII в.), ни позднее; европейские ненцы были формально крещены в 1820-е гг. миссией архимандрита Вениамина, разрушившей главные святилища, в том числе знаменитое капище на о. Вайгач.
В основе религиозных представлений ненцев лежит вера в духов, иерархия которых достаточно сложна: от духов-помощников (сядай, мяд-пухуча, ңытарма) до могущественных богов пантеона. Ядро ненецкого пантеона составляют три главных образа: верховное божество демиург Нум, его двойник-антагонист, владыка царства болезней и смерти Ңа, покровительница материнства и родов Я-Мюня (Земли лоно/нутро). Значимые роли играют Илебямбэртя (Хранитель оленей), Пэ-мал хада (Старуха края гор), Ямал-хада (Богиня края земли), Сэр-ңо ирико (Белый старик), Явмал-хэсе (Бог южного неба), Яптик-хэсе (божество посредник в облике колокола, звон которого оповещает богов).

У кочевников боги тоже кочуют, а на их стойбищах пасутся стада небесных или подземных оленей. Их присутствие обнаруживается повсюду: в грозах и метелях, в водоворотах и штормах, в смене времен года, в рождении и смерти всего живого. Устроенные в их честь языческие храмы — святилища — место встреч и ритуального общения богов и людей. Святилища располагаются на высоких сопках, «жилищами» богов служат составленные в виде чумов вышедшие из употребления священные шесты (сы). Обряды общения с духами непременно предполагают принесение жертвы— будь то заклание оленя или приношение лоскута ткани (см. Головнёв 1995: 380–493; Головнёв2000).

Родовые и семейные культовые вещи (старинное оружие, изображения духов-покровителей) ненцы хранят в священной нарте (хэхэ-хан). Если в роду был шаман, то его изображение (ңытарма) находится на маленькой нарточке поверх священной нарты. Дух шамана и после смерти символически кочует вместе со своими потомками. Хэхэ-хан —это походное святилище, тундровый кочующий ковчег. На стойбище она располагается за чумом, с противоположной от входа стороны, называемой си и считающейся священной. Хэхэ-хан открывают редко — для священнодействий, жертвоприношений и ритуальных трапез. Богов и духов призывают шаманской призывной песней и звоном колокола. Помимо священной нарты сакральные роли на стойбище и в караване играют главный (священный) чумовой шест сымзы, а также бродящие в стаде олени, посвященные духам и богам.

 
Жертвенная трапеза у священной нарты.
Фото А. Головнёва, 2013
 

Главным святилищем лесных ненцев является оз. Нум-то (Божье озеро), на одном из островов которого (остров-Сердце) приносятся жертвы богам. По легенде, в озеро превратился спущенный (сброшенный) на землю сын небесного бога Нума (Нумгибой). Прежде на юго-восточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духов, обращенных к восходу солнца. Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, считается Нгомулик (Ңа). Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и на земле правят Нум-Нися (Небо-Отец) и Я-Небя (Земля-Мать). Важное значение имеют «земные» духи — хозяева воды и леса, духи-хозяева урочищ и отдельных территорий (кахэ) (Зенько 2006).

Большую роль в жизни ненцев в прошлом играли шаманы — посредники между людьми и богами, вхожие во все сферы Вселенной, говорящие на зверином, древесном, человеческом языках, поднимающиеся по лестнице-дереву или на бубне-олене вверх на небеса, спускающиеся по реке на бубне-лодке вниз в преисподнюю. Они являлись хранителями святилищ и культов, с которыми соотносились календарные и ситуационные ритуалы, им принадлежала важная роль в переходных обрядах: родинах (особенно при сложных родах), наречении именем, похоронах.

Ключевые календарные обряды ненцев приходятся на три узла циклического времясчисления: «Срединный день» при переходе от года-лета к году-зиме (август), «Солнце нового года» после зимнего солнцестояния (январь), «Орлиный день» в весеннее равноденствие (март). Устное народное творчество включает мифологические песни сюдбабц, героические песенные сказания ярабц, песни (хынабц), сказки (лахнако, вадако), притчи (ваал), загадки (хобсоку).

Современные праздники и бренды.

К устойчивым этнорегиональным традициям можно отнести введенные в советское время профессиональные праздники День оленевода и День рыбака, в основе которых лежат обряды и ритуалы коренного населения.

 
Гонки на оленях. День оленевода в Яр-Сале.
Фото А. Головнёва, 2016
 

День оленевода проводится ежегодно в марте–апреле в национальных поселках, районных центрах и даже городах, куда собираются представители коренного населения из разных тундр. В этот день непременно проводятся соревнования по национальным видам спорта, но главное зрелище — гонки на оленьих упряжках. Победителей в мужской и женской гонках на оленях ждет приз — снегоход или лодочный мотор. Полюбился северянам и ставший в последние годы традиционным конкурс национальной одежды.

 
Прыжки через нарты. День оленевода в Яр-Сале.
Фото Д. Куканова, 2016
 

Традиционная ненцкая культура предлагает свой ракурс для создания региональных брендов и турпродукта. Открытый в 2001 г. Музей под открытым небом «Природно-этнографический комплекс в п. Горнокнязевск» давно стал визитной карточкой Ямала (здесь находится резиденция ямальского Деда Мороза — Ямал Ири) и главной этноплощадкой для проведения разного рода форумов и культурных мероприятий. Муниципальные районы северных округов нацелены на создание собственных этнопарков и этностойбищ. Выставки-продажи национальных изделий, соревнования по национальным видам спорта, концерты фольклорных коллективов, конкурсы национальной одежды и кухни, матер-классы включаются в структуру различного рода и статуса мероприятий (от Съезда коренных малочисленных народов до празднования дня города). Ненецкие мифологические сюжеты и орнаментальные мотивы становятся объектами интенсивного использования в официальной символике округов муниципальных районов, городской архитектуре, дизайне, малой скульптуре.

 
Конкурс на лучший костюм. День оленевода в Яр-Сале.
Фото А. Головнёва, 2016

 

Источники:
Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.
Головнёв А. В. Путь к Семи Чумам // Древности Ямала. Екатеринбург; Салехард: УрО РАН, 2000. Вып. 1. С. 208–236.
Зенько М. А. Сибирские лесные ненцы: Историко-этнографические очерки. Екатеринбург, 2006.