Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Перевалова Е.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
Ненцы. Материальная культура
Жилищем кочевым ненцам служит чум (мя) — переносная коническая постройка, состоящая из 25–50 деревянных шестов и двухслойного покрытия (нюков) из оленьих шкур. Несмотря на простоту устройства тундровый чум является своего рода достижением кочевой жизни: он способен противостоять ветрам, снегам и дождям, хранить тепло (зимой) и прохладу (летом).
Чум (мя, ненецкий)
Переносная коническая постройка, состоящая из 25–50 деревянных шестов и двухслойного покрытия (нюков) из оленьих шкур.
На покрытие чума расходуется 70–80 оленьих шкур. Летние нюки прежде часто изготовлялись из бересты, сейчас — из брезента. В комплект чума входят 4–8 широких досок, которые настилаются на пол (для зимнего чума). В середине чума располагается очаг (летом костер, зимой железная печка-буржуйка), по обеим сторонам от очага — спальные места из уложенных друг на друга матов из прутьев, травяных циновок и постелей (оленьих шкур).
Главным в жилище считается священный шест (сымзы), который устанавливается напротив входа. К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста крепится надочажная конструкция в виде двух слегка расходящихся горизонтальных жердей (ти), служащая для подвешивания котла и чайников.
Каждый член семьи в зависимости от возраста и статуса занимает определенное спальное место. Дальнее от входа пространство считается мужским (синекуй), а у входа — женским (нёний). На мужской половине по старому обычаю хранятся культовые предметы, мужские инструменты, светильник (обычно керосиновая лампа), а также посуда, пища, столик для еды. Сегодня вместе с культовыми вещами здесь располагаются часы, радиоприемник, компьютеры, зарядные устройства для гаджетов. На женской половине у дверей сушатся дрова, висит умывальник, находятся веник, колотушка для выбивания меховых покрышек чума и одежды от снега, сушатся обувь и одежда, висит люлька, хранятся швейные и другие рукодельные принадлежности.
Несмотря на простоту устройства тундровый чум является своего рода достижением кочевой жизни: он способен противостоять ветрам, снегам и дождям, хранить тепло (зимой) и прохладу (летом).
Искусство установки чума — залог безопасности и выживания в Арктике. Умелая хозяйка ставит и разбирает чум за полчаса–час. Путем перестановки вещей чум легко превращается из спальни в столовую и мастерскую. На стойбище чумы располагаются полукругом или в ряд входами на восход солнца, они окружены нартами с увязанными в них вещами.
Конструкция чума представляет собой настоящий трансформер. В разобранном состоянии чум компактно размещается на нескольких нартах.
На стойбище чумы располагаются полукругом или в ряд входами на восход солнца, они окружены нартами с увязанными в них вещами; нарты служат и для укрепления веревочного загона-кораля для оленей (Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 216–237). На Таймыре с советских времен вместо чума кочевое население пользуется балками (см. балок), поставленными на полозья и обтянутыми оленьими шкурами.
Для передвижения ненцы круглый год используют оленьи нарты (хан), запряженные 2–7 оленями (веером, ведущий олень слева). По конструкции и назначению различаются легковые мужские (ңэдалёсь’ хан), женские (не’ хан) и разного вида грузовые нарты, предназначенные для транспортировки чума, запасов пищи и посуды, промыслового инвентаря и инструментов, одежды и шкур. В караване (мюд) семьи идет от 20 до 40 нарт. Весной, после схода снега, летний мюд меняется на зимний, а осенью происходит обратная замена (таким образом, общее количество нарт на семью достигает 80–90).
Для передвижения ненцы круглый год используют оленьи нарты (хан), запряженные 2–7 оленями (веером, ведущий олень слева).
По конструкции и назначению различаются легковые мужские (ңэдалёсь’ хан), женские (не’ хан) и разного вида грузовые нарты, предназначенные для транспортировки чума, запасов пищи и посуды, промыслового инвентаря и инструментов, одежды и шкур.
В караване (мюд) семьи идет от 20 до 40 нарт. Весной, после схода снега, летний мюд меняется на зимний, а осенью происходит обратная замена (таким образом, общее количество нарт на семью достигает 80–90).
По технологии изготовления и использования нарт кочевники-ненцы достигли уровня специализированной «нартенной индустрии». Длинные загнутые полозья нарт ненцы изготовляют из лиственницы, а косые копылья (от 3 до 7 пар), нащепы, сидень и спинку — из березы или ели. Соединение деталей ненецкой нарты — жесткое. Такая конструкция позволяет иметь высокую скорость движения и выдерживает тяжелый груз.
В старые времена для охоты на пушного и морского зверя, водоплавающую дичь, сетевого рыболовства ненцы использовали лыжи (ламба) и лодки (ңано), а живущие на побережье морей и крупных рек, ездили на собачьих упряжках. В настоящее время передвижение между населенными пунктами и стойбищами осуществляется преимущественно на снегоходах, на промыслах — на снегоходах, мотолодках и надувных резиновых лодках.
Ненецкая одежда изготовляется преимущественного из оленьих шкур, сшиваемых скрученными из оленьих сухожилий нитями.
Мужчина носит малицу (мальця), глухую одежду мехом внутрь с капюшоном и рукавицами (в Канинской тундре и на острове Колгуев малица шьется без капюшона), затянутую поясом, который украшен медными бляхами, оснащен амулетами (медвежьими клыками) и ножом в орнаментированных деревянных ножнах. В плохую погоду поверх малицы надевают суконную сорочку, а в сильные морозы — глухую меховую одежду с капюшоном, но ворсом наружу (савак, соок). Целостность кроя и двухслойность одежд обеспечивают сохранение тепла в мороз и пургу.
Женский верхний костюм состоит из сшитой из оленьих шкур двухслойной распашной ягушки (не’ паны), шапки-капора (саво) из лап росомахи или из шкуры с головы оленя с опушкой из песца, украшенной разноцветными лентами и металлическими подвесками и пояса с металлической пряжкой. В отличие от мужской глухой одежды, женская ягушка — распашная, удобная для кормления ребенка грудью. Традиционно женщина имеет нескольких сменяемых видов ягушек.
Обувь на мягкой подошве с длинными голенищами (пива) шьется прочных камусов (шкуры с ног оленя). Мужская и женская обувь различается по покрою и орнаменту. Одежда и обувь богато орнаментировалась меховой мозаикой, оформлялась полосами и кантами цветного сукна, украшалась оловянными бляшками и бисером.
Повседневная пища ненцев состоит из оленьего мяса и рыбы в сыром (мороженом), вареном, вяленом виде. Свежая оленья кровь и жир сочетаются на столе оленевода с чаем, сахаром, солью, испеченными из муки лепешками (хлебом, сухарями, сушками), маслом, вареньем.
Традиционным жилищем лесных ненцев является чум (мят) — каркасная конструкция из 25–30 шестов и покрышек из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек — навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба (нянь мят).
Основным летним транспортом лесных ненцев служили лодки-долбленки (велигнану) из осины или кедра, зимним — запряженные оленями нарты (хан), лыжи (пяйку).
Традиционная одежда и обувь шьется из шкур домашних и диких оленей; мужская состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), сшитой из сукна маличной рубахи и совика (верхней одежды мехом наружу); женской одеждой является ягушка — распашная двуслойная шуба мехом внутрь и наружу.
Основу пищевого рациона лесных ненцев составляют рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя, продукты собирательства.
Источники:
Головнёв А. В., Куканов Д. А., Перевалова Е. В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб., 2018. 352 с. (стр. 216-237).