Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Перевалова Е.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Ненцы. Искусство, промыслы и ремесла

Для традиционной ненецкой культуры характерны резьба по дереву и кости, инкрустация оловом по дереву и кости, орнаментация из меха и сукна в технике мозаики, деревянная и костяная скульптура (Иванов 1963, 1970; Хомич 1995: 253–258). Для изготовления костяных изделий использовались бивень мамонта, рог и кость оленя. Резьбой украшались детали оленьей упряжи, элементы мужского пояса, щитки, предохранявшие руку при стрельбе из лука, и утварь. Наиболее распространенными приемами декорирования костяных изделий были ямчатая и циркульная резьба, профилирование краев. В орнаментации преобладали «окружности» и точечные мотивы. Инкрустацией оловом или свинцом украшались костяные и деревянные ножны, черенки ножей, трубки и табакерки.

Резьба по дереву у ненцев, если сравнивать с их соседями, обскими уграми, была не менее популярна. Декоративной резьбой украшались спинки нарт и утварь. В декорировании деревянных изделий преобладала трехгранная-выемчатая резьба. Деревянная и костяная скульптура использовалась исключительно в культовых целях. Тщательность проработки варьировала от грубо высеченных фигур из ствола дерева или доски фигур с обозначения на их лицах рта, носа, глаз, ушей до тонко проработанных деталей.

 
Традиционным для ненцев было и остается украшение орнаментом верхней меховой и суконной одежды (особенно женской) и меховой утвари. В орнаментации используется техника меховой мозаики. Орнаментальные полосы выкраиваются из камуса темного и светлого цвета, а затем сшиваются встык в одну мозаичную полосу; в шов вкладывается одна или несколько узких полосок цветного сукна, что придает шву большую прочность, а изделию — яркость. Орнаментальными полосами обычно украшали полы, подол, рукава и плечевую часть одежды, переднюю часть обуви, геометрическими фигурами («шахматами») — меховая утварь (мешки для одежды, женские сумки и мешочки для рукоделия). Технику мозаики ненцы использовали и в украшении суконных изделий (летней одежды, покрывал оленей для женской упряжки). Особым богатством и разнообразим ненецкий орнамент не отличался. У канинских ненцев, например, был распространен только один орнамент в виде узких треугольников. Многие орнаментальные мотивы были заимствованы ненцами у хантов. Современные тенденции орнаментации состоят в увеличении ширины и количества орнаментальных полос, широком использовании бисерных мозаичных орнаментов, расшивании бисером суконных изделий.
 

В качестве украшений одежды и ее элементов (пряжек и бляшек мужских и женских поясов, подвесок к женским шапкам и головным украшениям) были и остаются популярными металлические ажурные украшения (пряжки, бляхи, подвески), цепочки, кольца и др. Старинные металлические украшения бережно хранились и передавались из поколения в поколения.
Продвижением традиционного и современного декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел занимаются региональные художественные и ремесленные центры, чья деятельность направлена на презентацию регионов на различных площадках России и за рубежом, на сохранение традиционных промыслов и ремесел, организацию деятельности клубных формирований. Мастера национально-культурных центров занимаются бисероплетением, художественной обработкой кости, дерева, кожи, меха, тканей, восстанавливая и преумножая культурные традиции ненцев, в планах создание Ямальской школы косторезного искусства.

 

Источники:
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала XX в.): Народы Севера и Дальнего Востока. ТИЭ, Н. с. М., 1963. Т. 81.
Хомич Л. В. Ненцы. СПб.: Русский Двор, 1995.