Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН |
Негидальцы. Образ жизни и система жизнеобеспечения
Хозяйство негидальцев носило комплексный характер. Основной отраслью их деятельности являлась таежная охота на копытного и пушного зверя (История и культура 2014: 42). В весенний период негидальцы низовской группы (район озера Орель-Чля) занимались дополнительно промыслом морского зверя (Там же).
До появления огнестрельного оружия снаряжение негидальского охотника включало прямой лук бэй , который изготавливался из березы или лиственницы, а также стрел ней, имевших разные наконечники в зависимости от того, на какого зверя планировали охотиться. Для охоты на белку использовали деревянные стрелы с утолщенным наконечником нюр. Для добычи мелких животных использовались специальные наконечники стрел с заусеницами. На крупных животных – стрелы с наконечниками листовидной формы. Использовались наконечники разных размеров. Хранили стрелы в специальных обтянутых кожей колчанах тэлку , которые изготавливали из деревянных пластин (История и культура 2014: 42).
Негидальские охотники использовали пальму катан и копье гида. Пальма представляла собой большой нож, укрепленный на черенок длиной 1,5 м. Она использовалась для расчистки лесной чащи, а также для умерщвления раненого зверя. Копья имели форму вытянутого ромба с втулкой, в которую вставлялось древко. Наконечники охотничьих копий достигали длины 25 см и более. Копья у негидальцев были двух видов: с длинным и тонким черенком длиной около 3-х метров и с более коротким и утолщенным черенком до 2 метров. Первый использовался при охоте на копытных животных с близкого расстояния, второй – при охоте на медведя (Там же).
Животных негидальские охотники разделывали с помощью одного или двух ножей ( минектэ , синнапун ). Добычу переносили на специальных заплечных носилках двух типов: (1) носилки амурского типа ( хина ), представляющие собой одну или две вилообразные рогульки, соединенные ремешками и снабженные плечевыми рамками; (2) характерные для эвенкийских охотников носилки для переноса тяжестей ( поняга ), имеющие вид плоской и длинной дощечки с лямками, оснащенной множеством веревочек, с помощью которых можно было привязать добычу к носилкам (История и культура 2014: 43).
Зимнее снаряжение негидальского охотника включало известные другим народам Сибири снеговые очки, используемые для предохранения глаз от блеска снега и изготавливаемые из полоски бересты, имевшие вид тонкой пластины с узкими смотровыми щелями. Для перемещения охотники использовали лыжи-голицы или лыжи, подбитые камусом. Охотничий инвентарь и мясо добытых животных перевозили на специальных ручных нартах ( хонко ). На соболя, горностая, колонка охотились с помощью различных ловушек-давилок, сетных орудий и самострелов (Там же). Как и у других народов Сибири, негидальский самострел состоял из станины, лука, стрелы и спускового механизма – курка. Самострелы различались размерами лучка, конструктивными особенностями стрелы и наконечника. Использовалось 3 вида самострелов: (1) самый большой по размеру, стрела которого имела цельную основу и была оснащена крупным наконечником – для добычи крупных копытных животных; (2) средний по размерам самострел, наконечник стрелы которого напоминал маленький гарпун с тремя жалами – для лова лисы и выдры; (3) небольшой самострел, с полой от средней части до оперения основой стрелы, через отверстие которой пропускалась крепкая бечевка. Привязанная к станине. Подобный самострел использовался для добычи мелких пушных зверьков, преимущественно соболя. Негидальцы пользовались также ловушкой-черканом (кангулта) для добычи белки, соболя, колонка и других мелких пушных животных. На лису охотились с помощью деревянной ловушки ( нахиван ), имевшей вид высокого столба с расщепленной верхушкой, над которой подвешивалась или укреплялась приманка (История и культура 2014: 44).
На соболя, колонка и других мелких пушных зверей охотились с помощью разных ловушек-давилок ( лаанг ), которые подразделялись на 3 типа: (1) ловушка бикихта , устанавливаемая в дупле. Где предполагалось наличие соболя; (2) ловушка дал, изготавливаемая из двух массивных жердей; (3) ловушка локи , в которой также применялся принцип давящей жерди. Подобные ловушки ставились только в бесснежное время. Добычу прекращали после выпадения снега (История и культура 2014: 45). Негидальцы охотитились на соболя также с помощью изготавливаемых из конского волоса петель ( хойки ). После просушки шкурки надевали на специальное правило калтана (Там же).
У негидальцев охота на копытных зверей не имела товарного значения. Добыча использовалась членами семьи и родственниками. Мясо употребляли в пищу. Шкуры использовали для изготовления различных изделий, одежды, ремней, различной утвари и покрышек жилищ. Охотились на лося, дикого оленя, косулю, медведя и других животных. В основном промысел у негидальцев носил индивидуальный характер, коллективная охота была редким явлением. При этом в условиях кочевого быта негидальцы могли брать на охоту женщин и детей.
Местный житель демонстрирует вырезанные из бумаги фигурки животных.
Село Владимировка, август 2004 г. Автор фото – В. Н. Давыдов.
Анна Порфирьевна Надеина за обработкой шкуры. Автор фото – В. Б. Малакшанова.
Негидальцам были хорошо известны повадки животных, они хорошо ориентировались на местности. Копытных промышляли способом гона по зверей по глубокому снегу или весеннему насту. Гон по рыхлому снегу осуществляли с помощью подбитых камусом лыж ( кингилэ ). Когда охотник настигал зверя на лыжах, он поражал его копьем. В сентябре во время брачного гона изюбрей и оленей негидальские охотники использовали берестяной манок ( бэйгэ ), имеющий форму длиного рога (История и культура 2014: 46).
Летом и осенью на лося ставили петли диаметром до одного метра. Их устанавливали на тропах, ведущих к водопою. На копытных животных охотились также с помощью ядов растительного происхождения и ловчих ям ( хукэлки ), которые копали в проходах естественных буреломов или на тропах и перекрывали тонкими жердями, маскируя под рельеф местности. Наконечник стрелы смазывали соком ядовитого растения а и-н этэгарбива , растущего по склонам гор. С появлением огнестрельного оружия негидальцы стали применять новые способы охоты на крупных копытных и других животных. С ружьями охотились способом скрадывания или гона с использованием собак. Большое значение имел промысел кабарги, добываемой в основном из-за струи. Зимой на кабаргу охотились гоном по снегу, осенью ставили петли на тропах, замаскировав мхом. На кабаргу также настораживали небольшие самострелы. Из двух маленьких полосок изготавливали небольшой манок пичаун (История и культура 2014: 47).
Негидальцы охотились на медведя. Зимой его добывали на берлоге с помощью ружья или копья. Осенью медведя добывали петлями хурка или с помощью специальной ловушки-пасти. Охота на медведя имела товарное значение, головы и лапы медведя продавали нивхам. Головы меняли на металлические котлы, лапы – на луки, стрелы и ножи (Там же).
В хозяйстве негидальцев важное значение имела охота на пушных зверей. Негидальцы добывали белку. Выдру, колонка, лису и других пушных зверей. Охотились с помощью самодельных орудий – самострелов, ловушек давящего типа. Ловушки давящего типа устанавливались на деревьях. Соединяющих берега ручья, в дуплах деревьев или полых пнях. Охота ловушками давящего типа прекращалась, когда земля покрывалась толстым слоем снега. С появлением снега охотники выслеживали зверя по свежему снегу с помощью специально обученной собаки, которая загоняла зверька на дерево или в нору. Если зверек прятался на дереве, негидальский охотник добывал его с помощью лука или ружья. Если соболь прятался в норе, охотник устанавливал сетку –рукавчик и выкуривал его. В хвойно-лиственных лесах охотились на белку. Охота начиналась с выпадением первого снега и продолжалась до конца марта. До появления ружья на белку охотились с помощью лука и стрел с утолщенным тупым наконечником нюр . При охоте обязательно использовали промысловую собаку. Негидальцам было известно также транспортное собаководство. На колонка охотились с собакой или с помощью ловушек давящего типа. Низовские негидальцы охотились также на выдру, используя самострелы, которые настораживали на тропах от полыньи к полынье. Самострелы использовались в охоте на лису. На рысь и росомаху охотились с помощью собаки. Негидальцы охотились также на боровую дичь – рябчика и тетерева. На реках и озерах добывали водоплавающую птицу – дикого гуся и утку. На глухарей ставили силки, уток. Куропаток. Гусей добывали с помощью лука или ружья. Черного рябчика добывали с помощью волосяной петли, притороченной к длинной палке (История и культура 2014: 48-49).
Морской зверобойный промысел имел большое значение в хозяйстве низовских негидальцев. Шкуры морских животных использовались для пошива одежды, обуви, головных уборов. Из них делали арканы и вьючные сумки. Мясо употребляли в пищу, заготавливали жир. Охотились в основном на сивуча и маленькую нерпу. На нерпу охотились с помощью ружей и гарпунов пелаха тяпка (История и культура 2014: 50).
В советский период охотники стали в массовом количестве использовать металлические капканы, которые стали применяться вместо петель и ловушек давящего типа. Лов соболя металлическими капканами осуществлялся на приманку и под след (История и культура 2014: 51).
Одним из важнейших видов хозяйственной деятельности негидальцев являлось рыболовство. Им занимались почти круглый год, использовалось большое количество различных орудий лова. Наибольшее количество рыбы добывали во время осеннего хода кеты и горбуши. В низовьях р. Амгуни ловили рыбу частиковых и лососевых пород. Нижнеамгуньские негидальцы добывали кету, сома, тайменя. Ленка, хариуса, толстолоба, сига. В озерах ловили карася, щуку. На Амгуни использовали для лова рыбы различные виды сетей: прямоугольные, широкие неводы – дагдали , вытянутые узкие наплавные стеи – адел , мешкообразные сети – анга . Размеры ячей зависели от размера добываемой рыбы. Верх сети снабжался поплавками, сделанными из бересты, а низ – небольшими грузилами. Использовалось сложносоставное орудие лова – заездок ( далир ). Заездок – это сооружение, имеющее вид изгороди. Состоящей из кольев, переплетенных тальником. В центре заездка делался проход, в который устанавливалась мешкообразная сеть. Применялись различные крючки, гарпуны, удочки. Чаще всего в неглубоких протоках ставились плавные сети, с берега – невода, в узких местах реки на протоке, где устраивались заездки – мешкообразные сетки. При добыче рыбы в озерах чаще пользовались неводами дагдали , которые негидальцы изготавливали из волокон конопли с помощью веретен и мотовил амурской формы. Закидной невод заводили с лодок: один человек шел по берегу, держа веревку одного крыла, второе крыло заводили с лодок, охватывая им небольшую площадь водоема. Потом оба крыла соединяли и вытаскивали рыбу на берег (История и культура 2014: 55-56).
МАЭ № 1838-262. Чистка рыбы.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,5 х 6,4 см; фото справа 7,5 х 6,4 см.
Негидальская мастерица Екатерина Алексеевна Семенова на зимней рыбалке.
Хабаровский край, р-н им. П. Осипенко, с. Владимировка, 2009.
Автор фото - В.В. Лебедева.
Негидальцы использовали крючковые снасти различных видов: летние и зимние удочки, переметы, крюки с древком и др. Зимой использовали удочку-махалку умаха . К крючковым снастям относилось и орудие одылди эйсими , состоящее из крупного поплавка с вделанным в него крючком с наживкой. Такими крючками (более 1-2 десятков) оснащалась крепкая веревка, которая опускалась в воду на глубину до одного метра от дна в тех местах, где проплывали осетровые. Крючки не опускались на дно, а плавали в воде на поплавках. Перемет был заимствован у русских. Он представлял собой длинный шнур с привязанными к нему на длинных поводках рыболовными крючками небольшой величины с интервалом примерно 50 см. Устанавливался он с лодки, один конец относили в воду, а второй привязывали к дереву. Традиционным орудием лова является крюк элгу , который имел отверстие в «пятке» и за ремень свободно прикреплялся к древку. Им добывали крупную рыбу во время нереста или в заводи, где были ямы. Для добычи рыбы негидальцы также применяли остроги и гарпуны. Остроги с неподвижным креплением назывались кирамки , а со съемным наконечником – пелаха тяпка (История и культура 2014: 56-57). Для добычи крупной рыбы – кеты и тайменя мог использоваться гарпун дябгэ – однозубое орудие в виде стержня с жальцами. Для того, чтобы пробить отверстие во льду использовали пешню бабга ( бабгэ ), колотый лет из лунки вычерпывали черпачком умикан , имевшим вид сачка-сетки на длинной рукоятке (История и культура 2014: 58).
Негидальская мастерица Анна Порфирьевна Надеина (1916-2019), член Союза художников России.
На рыбалке.
Автор фото – В. Б. Малакшанова.
Рыбу средних размеров с берега или лодки добывали с помощью остроги кирамки. Кету, ленка и другие виды рыб били острогой на мелководье или глубоких ямах. Негидальцы добывали рыбу с помощью остроги и в протоках способом лучения. На нос лодки устанавливался шест с факелом из бересты или сосновых смолянистых лучин, обычно в ночное время. Когда дно реки хорошо просматривалось, и рыбак колол проходившую рыбу острогой. Острога пелаха тяпка использовалась для добычи крупной рыбы, преимущественно тайменя. Такую острогу рыбак мог бросать от себя на несколько метров. Древко в этом случае играло роль поплавка. В узких местах горных речек негидальцы устраивали ловушку-морду кэнэй . Она имела цилиндрическую форму, делалась из тальниковых прутьев с входом для рыбы в виде воронки с небольшим отверстием. В настоящее время негидальцы вместо прутьев тальника используют рыболовную сеть. Сшитую в виде большого конуса, со вставленными внутрь тальниковыми кольцами разных размеров, прикрепленными к основе сети. Подобная ловушка в растянутом виде может достигать два метра в длину. Низовские негидальцы добывали также и морскую рыбу, заходившую в устье Амура. Они ловили преимущественно камбалу и корюшку (История и культура 2014: 58-59). Рыболовные сети, закидной невод негидальцы заимствовали у русских (История и культура 2014: 61).
Добытую рыбу негидальцы использовали для разового питания или заготовляли впрок – вялили, коптили. Замораживали, квасили, солили и коптили. Для вяления рыбы использовали специальные вешала сян. Для подготовки к вялению женщины чистили, потрошили и разделывали рыбу специальным ножом эхи калтана (женский нож). Весной и летом юколу готовили из частиковых, осетровых и других пород рыб. Из отходов рыбы, главным образом лососевых пород, готовили рыбий жир хата (История и культура 2014: 59-60).
МАЭ № 1837-83. Приготовление юколы.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: 13,0 х 18,0 см.
Осенняя путина. Хабаровский край, р-н им. П. Осипенко, р. Амгунь, 2009.
Автор фото - В.В. Лебедева.
В хозяйстве негидальцев важную роль играло охотничье и транспортное собаководство. Вопрос о существовании негидальского оленеводства остается проблематичным. Мнения как авторов, так и негидальских информантов на этот счет расходятся. Например, Л. Я. Штернберг в 1910 г. отмечал, что оленеводство у негидальцев. По словам одних информантов существовало, а по информации других – его не было (История и культура 2010: 76). З. П. Соколова считала, что у негидальцев имелось «транспортное оленеводство в небольших масштабах» (Соколова 1998: 103). Численность домашнего стада в семьях негидальцев была небольшой – не более 10 голов, преимущественно ездовых животных, которых очень берегли и редко доили. Уход за оленем считался у негидальцев мужским делом. Оленей круглый год подкармливали солью из специального замшевого мешка турукарук . Чтобы олени не уходили далеко от места стоянки, использовали специальные приспособления чангай и башмак именна . Чангай представлял собой обычную нетолстую палку длиной 70-80 см, с углублением по центру. Ее подвешивали на шею оленя к специальному деревянному ошейнику чангайинтын , чуть ниже колен. Палка била по ногам оленя и мешала бежать. Башмаком пользовались реже. Он имел вилкообразную форму со штырем, его одевали оленю на переднюю ногу. Во время ходьбы животное наступало на башмак и, чувствуя боль в ноге, ходило медленнее. Каждая семья метила своих оленей специальными метками самылки , которые делались в виде надрезов или вырезов ну ушах оленя, дополнительно к надрезам к ушам оленя подвешивали цветные тряпочки. Содержание животных в загонах у негидальцев не было распространено. Тем не менее, под влиянием эвенков и оленных якутов негидальцы стали делать небольшие загоны курии. Таким образом, оленеводство у негидальцев во второй половине XIX – начале XX в. имело подсобное значение (История и культура 20134: 77-82).
Негидальцы занимались заготовкой дикоросов. Ранней весной негидальцы заготавливали березовый сок. С появлением зелени приступали к сбору дикорастущих трав. Собирали черемшу. Дикий лук, свежие коренья папоротника, Иван-чай, крапиву и др. Сбор ягод начинался в июле и продолжался до поздней осени. Собирали черную смородину, бруснику, голубику, малину, клюкву. Голубику собирали при помощи битка гивунки , имеющего вид широкого совка, которым ударяли ягодный куст. Хранили ягоду в туесках. Из брусники и голубики и других ягод с помощью специальной толкушки чилкавун отжимали ягодный сок. Когда поспевала черемуха, ее в большом количестве заготавливали впрок. С сентября и до заморозков собирали боярышник и шиповник. В сентябре начинался сбор брусники. Ягоду собирали специальным совочком, сделанным из бересты или дерева, низ которого был снабжен специальными палочками в виде гребенки. С помощью такого совочка собиратели прочесывали брусничник (История и культура 2014: 82-83).
Сельское хозяйство у негидальцев, в частности растениеводство, постепенно развивалось из огородничества, основу которого они заимствовали у русских переселенцев в конце XIX в. Негидальцы научились обрабатывать землю и ухаживать за растениями, стали выращивать картофель, морковь, капусту и другие овощи (История и культура 2014: 83). В советский период в колхозе высокого уровня достигло полеводство. Сеяли рожь. Яровую пшеницу, ячмень, просо, гречиху, выращивали картофель и овощи (История и культура 2014: 85).
К новым видам хозяйственной деятельности у негидальцев относится животноводство. Негидальца стали разводить крупный рогатый скот и лошадей (История и культура 2014: 85).