Вернуться
  Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН

Негидальцы. Краткая историческая справка

 

Впервые негидальцы как отдельная общность упоминаются в документах XVII в. – в материалах албазинского казака Гаврила Фролова (История и культура 2014: 11). В 1763 г. были сделаны краткие описания верований, шаманства, рыболовства, охоты и других аспектов культуры амгуньских негидальцев участником Второй Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. Г. Ф. Миллером (История и культура 2014: 11). Наиболее многочисленные и разносторонние сведения о негидальцев появляются после вхождения Приамурья в состав России.

Существуют различные точки зрения на проблему происхождения негидальцев. Одна из гипотез связывается с автохтонностью и многослойностью этнического происхождения, другая – с влиянием эвенкийских и других групп Сибири (История и культура 2014: 22).

Теория об автохтонном происхождении негидальцев опирается на археологические, этнографические и лингвистические материалы. Многие исследователи связывали происхождение негидальцев с тунгусскими группами (Там же). Е. П. Орлова считает, что основная масса амгуньских негидальцев по своему происхождению связана с тунгусскими родами Аяно-Нельканского района. В низовья Амура негидальские роды пришли примерно в XII в. с берегов озер Орель и Чля, расположенных к северо-востоку от низовьев Амура, и с территорий, расположенных по берегам оз. Удыль, находящегося в непосредственной близости от Амура. В этих местах они встретились с нивхами (гиляками) и другими группами, под их влиянием менялся их язык. В районе вышеперечисленных озер проходила восточная граница расселения негидальцев (Орлова 1966: 12). Гипотеза об эвенкийском происхождении негидальцев и их проживании на озерах, расположенных относительно недалеко от р. Амур, находит свое подтверждение в лингвистических и географических данных (История и культура 2014: 25). М. М. Хасанова придерживалась точки зрения о том, что негидальцы – это восточная группа эвенков, вобравшая в себя отдельные элементы других народов Дальнего Востока – нивхов и ульчей (История и культура 2014: 25).

В XVII – XX вв. негидальцы расселялись на достаточно обширных территориях бассейна Нижнего Амура. Негидальцы жили по соседству с нанайцами, орочами, ульчами, удэгейцами, эвенками и представителями других народов, что оказало влияние на различные элементы их культуры. До первой половины XX века негидальцы обитали преимущественно у озер Орель, Чля и в бассейне р. Амгуни. С севера от территорий их проживания обитали эвенки (по ту сторону хребта, лежащего между реками Тугур и притоком Амгуни – Нимеленом, а на юге – с нанайцами (самагирами) (История и культура 2014: 6). В конце XIX в. отдельные семьи негидальцев стали селиться за пределами бассейна Амгуни.

По данным Всероссийской переписи 1897 года негидальцы бассейна Амгуни проживали в селениях Камень, Кочекан, Хаян, Гуга, Им, Сэхи, Самни, Дальцзя, Кондэ, Усть-Амгунь, Дэ и др. (Патканов 1906: 145-146).

МАЭ № 1837-92. Панорама села Тырг.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: 13,0 х 18,0 см.

 

МАЭ № 1838-251. Вид деревни.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,3 х 6,4 см; фото справа 7,3 х 6,4 см.

 

МАЭ № 1838-293. Староста селения Сека (фас).
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,4 х 6,4 см; фото справа 7,4 х 6,6 см.

 

Открытие залежей золота на территории обитания негидальцев вынудило их покинуть обжитые места, где было образовано русское приисковое поселение Керби. В этом месте появились также представители других национальностей – корейцы, китайцы, татары, поляки и др. (Там же). В 1926 году селение Керби становится центром Кербийского района, который в 1939 г. был переименован в район имени П. Осипенко. Сделано это было в честь женщины-летчицы Героя Советского Союза Полины Денисовны Осипенко, совершившей 24 сентября 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете АНТ-37 «Родина» и установившей женский мировой авиационный рекорд дальности полета. В начале 1930-х гг. в местах обитания негидальцев была проведена коллективизация охотничьего и рыболовецкого хозяйства. В 1960-е гг. колхозы подверглись реорганизации: одни из них были объединены в более крупные хозяйства, другие послужили основой для создания промышленных хозяйств. Происходил процесс урбанизации и ассимиляции негидальцев (Там же).

30 июня 2004 г. Закон Хабаровского края № 194 «О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об установлении их границ район им. Полины Осипенко и соседние районы были наделены статусом муниципальных районов (Там же). По распоряжению Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р, в соответствии с Законом Хабаровского края от 30 июня 2004 г. № 202 «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации» все селения муниципальных районов Хабаровского края, в которых имелось от общего числа жителей не менее 30 % представителей из числа коренных малочисленных народов Севера, были включены в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. К территориям компактного проживания негидальцев и другого аборигенного населения были отнесены села Владимировка и Удинск (р-н им Полины Осипенко) и Белоглинка, Тахта, Тыр и др. (в Ульчском р-не).

Вид села Владимировка. Август 2004 г. Автор фото – В. Н. Давыдов.