Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН |
Негидальцы. Семья, воспитание и образование
Негидальцы расселялись по берегам р. Амгуни и ее притоков небольшими группами из нескольких семей. Между семьями существовали определенные внутренние социальные и экономические отношения, необходимые для жизни родового коллектива. Семья негидальцев в XIX в. могла быть как моногамной, так и полигамной. (История и культура 2014: 131). Одновременное употребление терминологии патрилинейного и матрилинейного родства у негидальцев свидетельствует о функционировании билинейной системы, где счет родства одновременно велся по мужской и женской линии (История и культура 2014: 137).
МАЭ И 1530-167. Семья негидальца Ильи Никифорова.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, р. Нимелен. 1920 г.
Собиратели: Липская (Вальронд) Нина Александровна, Липский Альберт Николаевич. Размеры: 8,0 х 11,0 см.
К. М. Мыльникова и В. И. Цинциус зафиксировали у негидальцев пять экзогамных союзов «доха», между которыми брачные отношения запрещались. В них входили следующие группы:
1) Нясихагил, Чукчагил, Бозакогил, Хийинкогил (тунг.) и Тумали (гольд.);
2) Аюмкан, Тойоткон, Олчакогил, Мокогил (тунг.), Конига (тунг.) и Твабинг (гиляцк.);
3) Чомохогил, Удан, Хатагил и Сигдан;
4) Амункан (Дукинкан), Лалегир (тунг.), Юкомил (кили) и Муктегил;
5) Тапкал и Озон (тунг.)
Негидальские роды, находившиеся друг к другу в отношении «доха», не могли жениться на женщинах из родов, которые входили в подобный союз (История и культура 2014: 33).
МАЭ № 1838-276. Портрет семьи
.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амгунь. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: фото слева 7,0 х 6,2 см; фото справа 7,0 х 6,7 см.
Брачные нормы негидальцев близки к нормам эвенков, ульчей и других народов нижнего Амура (Тунгусо-маньчжурские народы 2022: 638). Негидальцам было известно несколько форм брака: брак по обмену девочками, по договору между женихом и родителями невесты, брак за калым тори, женитьба на вдовах. Многоженство среди негидальцев широкого распространения не получило, но право иметь нескольких жен сохранялось до конца XIX в. На небольшое количество полигамных браков влияла малая численность женщин (История и культура 2014: 200-201). Сватовством невесты занимался самый старый и уважаемый человек из рода жениха. Он договаривался с родителями невесты о величине калыма и сроках свадьбы (Тунгусо-маньчжурские народы 2022: 638).
Главой негидальской семьи был мужчина. В отдельном жилище обычно проживала семья из 3-4 человек. Существовало четкое разделение мужского и женского труда. Все что относилось к добыванию и приобретению – находилось в руках мужчины. Все что касалось обработки добытого – входило в обязанность женщины. Кроме домашней работы женщины помогали мужчинам и на промысле – толкали лодку шестом, выполняли роль загонщиков на охоте. Женщины занимались домашним хозяйством. Готовили пищу, выделывали звериные шкуры и рыбью кожу, шили орнаментированную одежду и обувь, плели корзины и циновки, заготавливали сухожильные нити, вышивали, изготавливали посуду из бересты, следили за чистотой жилища (История и культура 2014: 138-139).
В конце XIX века у негидальцев преобладали семьи со средней численностью 4-6 чел., но иногда женатые сыновья не уходили от своих родителей. Во всех семьях существовала частная собственность на орудия труда и транспортные средства. Каждый женатый мужчина стремился иметь свои собственные орудия лова и охоты, лодку, собак, оленей и другое имущество (История и культура 2014: 139). Имущественные отношения между супругами были основаны на принципе раздельного имущества. Собственность жены состояла из личного девичьего имущества, подарков отца. Родственников и сватов, полученных во время и после замужества, а также всего того, что она сама изготовила и приданого. В личную собственность женщины входили платья, предметы употребления, все женские орудия труда и домашняя утварь, а также постель – подстилки, подушки, спальные мешки. Олени, полученные в подарок от отца при рождении дочери, а также их приплод принадлежали женщине. Развод супругов не был их личным делом. Основополагающей нормой расторжения брака было возвращение калыма мужу, а приданого – жене (История и культура 2014: 141-143).
Брачный возраст с 17-18 лет до 25-26 лет – общая тенденция современных браков, как для женщин, так и для мужчин; треть составляют браки девушек, которым исполнилось 18 лет или они приблизились к 19-летнему возрасту. В настоящее время семейной кассой, как правило, заведует женщина. На ней лежит обязанность по воспитанию детей, она ведет домашнее хозяйство, работает и нередко зарабатывает больше, чем муж. Изменились в семье функции мужчин – они занимаются подсобным хозяйством вместе с женами и старшими детьми. Мужчины выполняют работу, в прошлом считавшуюся у негидальцев чисто женской. В частности, они занимаются заготовкой топлива и доставляют воду (История и культура 2014: 146-147).
МАЭ № 1837-85. Групповой портрет детей.
Негидальцы. Россия, Хабаровский край, Бассейн р. Амур. Начало XX века.
Автор: Штернберг Лев Яковлевич. Размеры: 13,0 х 18,0 см.
Наибольшее распространение получил обычай заключения брака за калым тори . В состав калыма входили чугунные котлы, одежда, ткани, копья, украшения, лодки, олени, собаки и др. (История и культура 2014: 201).