Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН Перевалова Е.В. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Киссер Т.С. |
Манси. Краткая историческая справка
Предки манси были частью древне-угорской общности, которая сформировалась на Среднем и Южном Урале. На западе, в Прикамье, древние угры граничили с пермянами, на востоке, в Приобье, и севере – с самодийцами. Южными их соседями с эпохи бронзы были степные индоиранские племена, многовековые связи с которыми оставили глубокий след в культуре и языке угров. Особенно ярко это влияние выразилось в так называемом митраистском комплексе в культуре манси, включающем культ объезжающего мир небесного всадника Мир-Сусне-Хума . Не менее значительным было воздействие на культуру угров пришедших в раннем средневековье на смену индоиранцам степных тюркских племен и государств. С ним, в частности, связан раскол угорской общности на степных угров (мадьяр-венгров), ушедших на запад, и урало-обских таежных угров, оставшихся на прародине и позднее образовавших народы манси и хантов.
Судя по русским и арабским источникам начала II тыс. н. э., новгородцы называли приуральских предков манси югра , волжские булгары – йура . Позднее, с началом московского движения к Уралу (рубеж XIV–XV вв.), избегавшие подчинения и крещения приуральские жители, пермяне и угры, мигрировали через хребет в Сибирь. Именно тогда в отношении западной части угров стало употребляться название «вогулы» («вогуличи», «гогуличи»). Миграции направлялись как на восток, так и на север, в результате чего в Северном Зауралье, бассейне Северной Сосьвы и Ляпина в XVIIв. началось формирование новой группы угров-переселенцев, потомки которых известны под названием северных манси (Головнёв 1998: 138–141, 2010).
В середине II тыс. н. э. у предков манси существовали «княжества» – Пелымское, Ляпинское, Кондинское (Бахрушин 1955: 13–14, 28–33, 75–78, 82–92).
Причинами появления «княжеств» были необходимость защиты от набегов кочевников-тюрок и новгородцев, а также войны между самими туземными вождями за промыслы, за контроль над торговыми путям, новыми земли и данниками. С XII в. Великий Новгород пытается обложить югричей данью, а с XIII в. «волость Югра» была номинально включена в состав его колониальных владений. Однако удерживать в данниках далекие урало-сибирские вотчины торговому городу было не просто. Новгородские дружины, совершавшие рейды за данью, встречали упорное сопротивление местных племен.
С потерей независимости Новгорода Великое княжество Московское, утвердившееся как политический центр объединения русских земель, стремилось закрепиться и на востоке — в землях Перми и Югры. Но вогульские «князцы» (пелыские князья Асыка, Юмшан, Аблегирим, кондинский князь Агай) оказывали решительное сопротивление московским воеводам, нанося удары по приуральским русским форпостам. Решающим в разгроме вогульских «княжеств» стал предпринятый Иваном III в 1499/1500 гг. большой поход «за Камень» во главе с князями Петром Ушатым и Семеном Курбским и воеводой Василием Бражником-Заболотцким. В августе 1586 г. князь Лугуй, представительствуя от шести городков (Куновата, Илчмы, Ляпина, Мункоса, Юила и Сумгут-ваша), отправился в Москву и исходатайствовал у Федора Иоанновича жалованную грамоту и обязался ежегодно привозить на р. Вымь дань «по семи сороков соболей лутчих». Вместе с тем отдельные очаги сопротивления московской колонизации сохранялись до начала XVIIIв., когда вогулы и остяки подверглись массовому крещению. Начиная со второй трети XVIIв. уцелевшие потомки пелымских (Пелымские), кондинских (Сатыгины) и ляпинско-сосьвинских (Шешкины) князей находились на службе у московских государей (см. Фёдорова 1999; Вершинин 2918: 356–464; Перевалова 2019: 63–65).
Многочисленные войны накануне и в период присоедин ения Сибири к России и сопровождавшие их миграции коренным образом изменили социальные отношения у зауральских угров. Вместо «княжеств» были образованы административные волости. В составе Русского (Российского) государства манси были причислены к Верхотурскому, Пелымскому, Туринскому, Тобольскому и Березовскому уездам Тобольской губернии и Кунгурскому, а также Чердынскому и Красноуфимскому уездам Пермской губернии.
В сформировавшейся в XVII-XVIII вв. северной группе манси обозначилось бинарное деление на людей Пор (в фольклоре «приплывших на плотах») и Мось (охотников и оленеводов). Брачно-родственные отношения между ними приняли облик дуально-фратриальной организации (по распространенному мнению, эта организация уходит корнями в глубокую древность), т.е. браки между представителями одной фратрии были запрещены. Брак у манси патрилокальный, в счете родства патрилинейность (в северной группе) сочеталась с билинейностью (см. Чернецов 1939; Соколова 1976, 1983; 2009: 328–352; Мартынова 1994; Фёдорова 1998).