Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова Сабуров Александр Алексеевич, директор института стратегического развития Арктики Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики |
Коряки. Транспорт
Транспортная инфраструктура территорий проживания коряков в рассматриваемых регионах характеризуется большой удаленностью населенных пунктов друг от друга. Особенность и Камчатского Края, и Магаданской области заключается в том, что большая часть населенных пунктов, где проживают коряки, расположена в труднодоступных, отдаленных местах и обладает так называемой «ограниченной транспортной доступностью». Для перемещения по значительной части населенных пунктов воздушный транспорт является основным (кроме городов Магадан). Для населенных пунктов на побережье в период навигации обеспечивается доставка топлива и других грузов. В зимнее время организовано сообщение по автозимникам.
Населенный пункт |
Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
Камчатский край |
||||
Петропавловск-Камчатский городской округ [1] |
Основными видами общественного транспорта в Петропавловске-Камчатском являются автобус и маршрутное такси, которые также связывают город с пригородными поселками (Авача, Моховая, Долиновка, Нагорный и др.), ближайшими городами Елизово, Вилючинском и другими населенными пунктами Камчатки. Пассажирские перевозки производятся по 20 пригородным и междугородним маршрутам. Регулярные автобусные рейсы выполняются в пределах Елизовского, Мильковского и Усть-Большерецкого районов[2]. |
Отсутствует. |
Аэропорт Елизово, обслуживающий население и экономику всей южной части полуострова, расположен за пределами территории Петропавловск-Камчатского городского округа и соединяется с ней федеральной автомобильной дорогой А-401 «Подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово)»[3]. Пассажирский аэропорт Елизово имеет регулярную автотранспортную связь с городом. Затрата времени на поездку автобусом составляет около 30 минут по трассе федерального значения Петропавловск-Камчатский - Елизово. |
Морской транспорт представлен ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ПКМТП) и ОАО «Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт». Около 80 % всего морского грузооборота Камчатского края и 95 % морского грузооборота Петропавловск-Камчатского городского округа приходится на мощности ПКМТП. Морское пассажирское сообщение с российскими или зарубежными портами отсутствует с конца 1980-х годов. Властями края планируется возобновление регулярного морского сообщения между портами Камчатского края, Сахалинской области и Приморского края[4]. |
Елизовское городское поселение (Елизовский муниципальный район) [5] |
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Елизовского городского поселения. Они связывают территорию поселения с соседними территориями, краевым центром, обеспечивают жизнедеятельность муниципального образования, во многом определяют возможности развития поселения, по ним осуществляются автомобильные перевозки грузов и пассажиров[6].
Территорию Елизовского городского поселения пересекают автомобильные дороги межмуниципального и регионального значения как основные транспортные артерии Камчатского края в направлении с. Мильково и п.Большерецк , а также в п. Паратунка. |
Отсутствует. |
Аэропорт Елизово, обслуживающий население и экономику всей южной части полуострова, расположен за пределами территории Петропавловск-Камчатского городского округа и соединяется с ней федеральной автомобильной дорогой А-401 «Подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово)»[7]. Пассажирский аэропорт Елизово имеет регулярную автотранспортную связь с городом. Затрата времени на поездку автобусом составляет около 30 минут по трассе федерального значения Петропавловск-Камчатский - Елизово. |
Речной транспорт отсутствует, так как река Авача не является судоходной. |
Городской округ поселок Палана [8] |
На территории городского округа «поселок Палана» схемой территориального планирования Камчатского края предусмотрены следующие объекты регионального значения: - участок автозимника продленного действия Анавгай – Палана, протяженностью в границах округа 40,1 км; - автомобильная дорога Палана – строящийся аэропорт; - автомобильная дорога подъезд от аэропорта, речного порта до рабочего поселка Палана. Также схемой территориального планирования Камчатского края предусмотрено строительство автозимника продленного действия Палана – Лесная регионального значения. |
Отсутствует. |
Воздушный транспорт на территории городского округа «поселок Палана» является важнейшей составляющей пассажирской транспортной системы. Из-за неразвитой сети автомобильных дорог и отсутствия линий морских пассажирских перевозок, для жителей пгт. Палана авиация является единственным средством транспорта, позволяющим добраться до районного или краевого центра. Ближайший аэропорт, имеющий связь с другими населенными пунктами Камчатского края, расположен в 2-х км от пгт. Палана.
|
В 7 км от пгт. Палана, в устье реки Палана, находится пункт рейдовой разгрузки морских судов (далее - портпункт). Портпункт обеспечивает разгрузку судов с топливом, продовольствием, промтоварами, строительными материалами, строительно-дорожной техникой и прочими грузами из Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Находки. В период навигации портпункт принимает суда с рейдовой выгрузкой, так как устье р. Палана мелководное и крупные суда с высоким показателем водоизмещения не имеют возможности зайти в порт. |
Городское поселение поселок Оссора [9] |
На сегодняшний день городское поселение «поселок Оссора» имеет выходы по автомобильным дорогам на сельское поселение «село Карага», на юге, и сельское поселение «село Тымлат», на севере. Все автомобильные дороги, расположенные на территории поселения, за исключением дороги, соединяющей р.п. Оссора и с. Карага, грунтовые и относятся к V технической категории. Участок дороги, соединяющий р.п. Оссора и с. Карага, относится к IV технической категории, имеет дорожную одежду переходного типа с покрытием из неукрепленных каменных материалов, протяженностью 11,0 км. Автомобильные дороги поселения - действующие и имеют местное значение.В настоящее время налажено регулярное автобусное сообщение между р.п.Оссора и с.Карага. |
Отсутствует. |
Посредством воздушного транспорта городское поселение «поселок Оссора» связано с городом краевого значения Петропавловск-Камчатский, поселком городского типа Палана и селами Тигиль, Тиличики и Тымлат. В настоящее время между рабочим поселком Оссора и этими населенные пунктами налажены регулярные маршруты.
|
Водный транспорт играет значительную роль в перевозках грузов и пассажиров р.п.Оссора. По морским путям поселение имеет сообщение с селами Кострома, на юге, и Ильпырское, на севере. |
Сельское поселение село Карага [10] |
В настоящее время налажено регулярное пассажирское сообщение между селом Карага и аэропортом, находящимся в рабочем поселке Оссора. |
Отсутствует. |
Отсутствует. |
Вся работа водного грузового транспорта заключается в подвозе угля и дизельного топлива в село Карага, а также – в грузообороте между населенными пунктами, входящими в состав Карагинского района. |
Сельское поселение село Тымлат [11] |
Автодорожной связи с соседними населенными пунктами Карагинского муниципального района село Тымлат не имеет.
|
Отсутствует. |
Перевозка пассажиров и багажа воздушным транспортом осуществляется вертолетами в направлении «Ильпырь-Тымлат», «Оссора-Тымлат», «Тиличики-Тымлат» с вертолетной площадки, расположенной севернее села Тымлат. |
Перевозка и выгрузка грузов для села Тымлат обеспечивается плавсредствами портпункта Оссора. Инфраструктура по разгрузке судов в с. Тымлат отсутствует. |
Сельское поселение село Вывенка (Олюторский муниципальный район) [12] |
В зимнее время и период распутицыперевозки жителей Тиличики-Вывенка-Тиличики осуществляются вездеходом, в летнее – катером[13].
|
Отсутствует. |
Круглогодичное сообщение с районным центром и другими населенными пунктами района осуществляется воздушным транспортом.
К объектам воздушного транспорта относится грунтовая вертолетная взлетно-посадочная площадка, позволяющая принимать рейсы из Тиличик. В настоящее время воздушное сообщение с районным центром обеспечивается с помощью вертолетов МИ-8.
|
В летнее время сообщение осуществляется водным транспортом.
К объектам водного транспорта относятся грузопассажирский причал. Водным видом транспорта осуществляется северный завоз в с. Вывенка.
|
Сельское поселение село Тиличики [14] |
В зимнее время сообщение с населенными пунктами района осуществляется по зимникам и вездеходом. |
Отсутствует. |
Круглогодичное сообщение с областным центром и другими населенными пунктами района и Камчатского края осуществляется воздушным транспортом.
К объектам воздушного транспорта относится грунтовая вертолетная взлетно-посадочная площадка, позволяющая принимать вертолеты. |
В летнее время сообщение осуществляется водным транспортом.
К объектам водного транспорта относятся грузовой и пассажирский причалы.
|
Сельское поселение село Хаилино [15] |
В зимнее время сообщение с с. Тиличики осуществляется по автозимникам автомобильным транспортом[16].
|
Отсутствует. |
Круглогодичное сообщение с районным центром и другими населенными пунктами района осуществляется воздушным транспортом.
К объектам воздушного транспорта относится грунтовая вертолетная взлетно-посадочная площадка, позволяющая принимать рейсы из Тиличик. В настоящее время воздушное сообщение с районным центром обеспечивается с помощью вертолетов МИ-8.
|
Отсутствует. |
Сельское поселение село Манилы (Пенжинский муниципальный район) [17] |
Связь между с. Манилы и другими населенными пунктами Пенжинского района в течение года осуществляется с помощью вертолетов, а в зимний и летний период - по автозимникам через с. Каменское. В северной части села имеется проселочная автодорога к тополиной роще – местному туристско-рекреационному ресурсу с. Манилы. Данная дорого не имеет дорожного покрытия, в и в период распутицы становиться не доступной для эксплуатации.
|
Отсутствует. |
Связь между с. Манилы и другими населенными пунктами Пенжинского района в течение года осуществляется с помощью вертолетов. К объектам воздушного транспорта относятся аэропорт с грунтовой взлетно-посадочной полосой находящийся на западе от жилой застройки в с. Манилы. Аэропорт принимает регулярные рейсы из с. Тиличики Олюторского района (с промежуточной посадкой в с. Каменское). ВПП с. Манилы способна принимать воздушные суда марки ЯК -40 и АН – 28, вертолет МИ-8. Расстояние до краевого центра по воздушному пути составляет 1340 км. |
В настоящее время рейдовая обработка судов в портпункте с. Манилы производится самоходными баржами и несамоходными буксируемыми плашкоутами, а выгрузка грузов осуществляется на необорудованный берег самоходными автомобильными кранами с дальнейшей транспортировкой автотранспортом. |
Сельское поселение село Таловка [18] |
Село находится на значительном удалении от основных транспортных путей и не имеет сухопутной связи с внешним миром. Положение села на микроуровне (муниципального района) характеризуется как периферийно-транзитное. Село находится на удалении от районного центра (ок. 100 км), однако в зимний период зимниками связано с с. Каменское и с. Тиличики (круглогодичный порт). |
Отсутствует. |
Для приема воздушных судов в с. Таловка присутствует ВПП в грунтовом исполнении, и в настоящее время принимает вертолеты МИ-8. Регулярность рейсов – 1 раз в месяц.
|
Отсутствует. |
Сельское поселение село Лесная (Тигильский муниципальный район) [19] |
На территории поселения размещается необслуживаемая дорога «Палана – Лесная». |
Отсутствует. |
Аэродром «Лесная» (Гражданская авиация, вертодром) |
Отсутствует |
Сельское поселение село Седанка [20] |
В зимнее время функционирует автозимник «Тигиль-Седанка», по которому большегрузными автомобилями завозится уголь, строительные материалы, крупногабаритные грузы.
|
Отсутствует. |
Воздушный транспорт Камчатского края является основным видом пассажирского транспорта как внешних, так и во внутренних перевозках. Имеется широкая сеть аэродромов и посадочных площадок. Однако большим затруднением для его работы является низкая степень их технического оборудования, малое количество ВПП с искусственным покрытием и обилие дней с нелетной погодой.
Взлетно-посадочная полоса села Седанка, которая в настоящее время не функционирует требует капитального ремонта.
|
Отсутствует |
Сельское поселение село Тигиль [21] |
Автотранспортное сообщение между населенными пунктами существует только между село Тигиль и селом Воямполка. Ограниченный период в зимнее время работает автозимник Анавгай – Тигиль - Палана, на участке Анавгай - Тигиль. Наземным транспортом сообщение осуществляется вездеходной техникой. Транспортное сообщение района в части обеспечения перевозок населения между селами района нерегулярное. |
Отсутствует. |
Авиаперевозки являются круглогодично действующим способом доставки пассажиров из районного центра за пределы района.
|
В состав морского порта Петропавловск-Камчатский включен участок No12 Тигиль. Участок No 12 Тигиль = 128705703 м 2 акватории морского порта, расположенный в устье реки Тигиль. На реке Тигиль расположен речной порт «Яры» в с. Тигиль. Грузоперевозки осуществляются морским транспортом до пункта «Яры», далее автомобильным до сельского поселения «село Тигиль». Население передвигается по рекам Тигиль, Напана на легких катерах и моторных лодках.
|
Магаданская область |
||||
Г. Магадан |
Основной дорогой соединяющей Магаданскую область с другими субъектами РФ является федеральная дорога Р-504 «Колыма» от Якутска до Магадана.[22] Протяженность дороги – более 2032 км., из которых 834 км. проходит по территории Магаданской области и 1198 км. – по Республике Саха (Якутия).[23] |
Отсутствует. |
Главным объектом транспортной инфраструктуры является международный аэропорт «Магадан» со взлетно-посадочной полосой класса «А», благодаря которому обеспечивается стабильное функционирование авиационного транспорта и доступность данных услуг для населения.[24] Аэропорт расположен в 38 км севернее г. Магадан. Взлетно-посадочная полоса с асфальтобетонным покрытием, длинной 3452 метров и шириной 59,5 метров, а также современное радиосветотехническое оборудование аэродрома обеспечивают посадку по минимуму первой категории ИКАО и позволяет принимать все основные типы воздушных судов.[25] |
Магаданский морской порт является крупнейшим на северо-востоке России. Морской порт принимает суда под обработку длиной до 200 метров и осадкой до 11 метров. Период навигации в порту- круглогодичный. В период ледообразования (декабрь-май) в порту и на подходах к нему осуществляется ледокольная проводка судов.
Через морской порт осуществляется основная транспортная связь Магадана и центральных районов Колымы с морскими портами Дальнего Востока и соседних государств Тихоокеанского региона.
Общий грузооборот морского порта Магадан в 2021 году составил — 1,7 млн тонн.[26] Речные порты на территории региона отсутствуют.[27] |
Городское поселение поселок Эвенск (Северо-Эвенский муниципальный район) |
Одной из важных проблем является отдаленность района, практическое отсутствие круглогодичных надежных автомобильных связей между населенными пунктами и с центром района, с областным центром, что приводит к возникновению непреодолимых препятствий по завозу народно-хозяйственных грузов и продовольствия в район и населенные пункты района. Эта проблема приводит к значительному удорожанию практически всего спектра товаров и услуг.
Сообщение между райцентром и сельскими населенными пунктами района осуществляется летом воздушным путем, зимой – зимником. |
Отсутствует. |
Авиасообщение с г. Магадан является круглогодичным. |
Действует портпункт в основном для грузовых перевозок |
Сельское поселение село Верхний Парень |
Сообщение с районным центром возможно на подготовленном автотранспорте. |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
[1] Генеральный план Петропавловск-Камчатского городского округа // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/218129 (дата обращения: 28.08.2022)
[2] Проект Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования-Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края на 2016 - 2030 годы. (дата обращения: 28.08.2022).
[3] Проект Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования-Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края на 2016 - 2030 годы. (дата обращения: 28.08.2022).
[4] // URL: https://russian.rt.com/russia/article/729269-rossiya-paromostroenie-kamchatka-dalnii-vostok (дата обращения: 28.08.2022).
[5] Генеральный план Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/235275 (дата обращения: 28.08.2022).
[6] Проект Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района
Камчатского края на 2016-2030 годы. // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149218 (дата обращения: 28.08.2022).
[7] Проект Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования-Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края на 2016 - 2030 годы. // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149224 (дата обращения: 28.08.2022).
[8] Генеральный план городского округа «поселок Палана» Камчатского края // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/243168 (дата обращения: 28.08.2022).
[9] Генеральный план городского поселения "посёлок Оссора" // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/37375 (дата обращения: 28.08.2022).
[10] Генеральный план сельского поселения "село Карага"// URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/66448 (дата обращения: 28.08.2022).
[11] Генеральный план СП с.Тымлат// URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/132922 (дата обращения: 28.08.2022).
[12]Генеральный план сельского поселения "село Вывенка"// URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/64522 (дата обращения: 28.08.2022).
[13] // URL: https://олюторский-район.рф/v-s-tilichiki-dostavlen-vezdekhod-dlya-osushcestvleniya-mezhselennoy-perevozki-passazhirov.html (дата обращения: 28.08.2022).
[14] Генеральный план МО сельского поселения "село Тиличики"// URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/52134 (дата обращения: 28.08.2022).
[15] генеральный план сельского поселения " село Хаилино"// URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/37451 (дата обращения: 28.08.2022).
[16] // URL: https://vostokmedia.com/news/society/15-11-2010/avtozimnik-mezhdu-kamchatskimi-syolami-tilichiki-i-hailino-na-dnyah-nachnyot-rabotu (дата обращения: 28.08.2022).
[17] Генеральный план сельского поселения "село Манилы" Пенжинского муниципального района Камчатского края // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/32111 (дата обращения: 28.08.2022).
[18] Генеральный план сельского поселения "село Таловка" Пенжинского муниципального района Камчатского края // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/33472 (дата обращения: 28.08.2022).
[19] Генеральный план сельского поселения «село Лесная» // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/83655
[20] Внесение изменений в генеральный план сельского поселения «село Седанка» Тигильского муниципального района Камчатского края // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/171483 (дата обращения: 28.08.2022).
[21] // URL: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/269399 (дата обращения: 28.08.2022).
[22]Транспортная инфраструктура. Автомобильный транспорт// URL: https://www.nbcrs.org/regions/magadanskaya-oblast/avtomobilnyy-transport (дата обращения: 27.07.2022).
[23] Чапкина Надежда Анатольевна ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. No5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-transportno-logisticheskogo-kompleksa-magadanskoy-oblasti (дата обращения: 27.07.2022).
[24] Чапкина Надежда Анатольевна ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. No5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-transportno-logisticheskogo-kompleksa-magadanskoy-oblasti (дата обращения: 27.07.2022).
[25] Официальный сайт аэропорта Магадан // URL: http://airport-magadan.ru/ajeroport/o-kompanii/infrastruktura/ (дата обращения: 28.08.2022).
[26] Официальный сайт «Филиал ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Магадан» // URL: http://ampvanino.ru/magadan/ (дата обращения: 28.08.2022).
[27] Чапкина Надежда Анатольевна ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. No5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-transportno-logisticheskogo-kompleksa-magadanskoy-oblasti (дата обращения: 27.07.2022).