Вернуться
  Киссер Т.С., к.и.н.,
ст. науч. сотр. Центра Арктических исследований МАЭ РАН
  1. Кеты. Духовная культура 
  2.  

Основу религиозной идеологии составляли анимистические представления. По религиозным представлениям кетов каждое растение, животное, явление природы имеет внутри жизненное начало, представляемое самостоятельным существом в виде духа. Весь окружающий мир населен духами. Одни из духов были нейтральны по отношению к человеку — это многочисленные «каменные», «земляные» и «небесные». В эту категорию входят следующие существа: Кайгусь — хозяин всех зверей, Холай — покровительница всей добычи, возможно хозяйка леса, Ульгысь — хозяин водных угодий и рыбы (Алексеенко 1967: 170).

Главным божеством считался Есь . Он представлялся в образе живущего на небе старика с бородой (кеты бород не носили), одетого в широкую белую парку. К Есю обращались шаманы, камлая в «верхний мир»; рядовые люди, ожидая от него помощи, дарили ему белые лоскутки, привязывая и к жертвенным деревьям. Доброму началу в образе Еся противостоит злой женский образ Хоседам . Это жена Еся, низвергнутая мужем с неба. Она живет на севере, под землей и к ней стекаются все реки. Она приносит людям и животным всяческое зло, несчастья и болезни.

Небесные светила тоже олицетворялись. Солнце выступает в женском образе, месяц – в мужском. В непосредственных анимистических образах выступали и различные проявления природной стихии, например, гром, ветер.

Посредниками между божествами, людьми и духами выступали шаманы. В функции шамана входили все случаи, где предполагалось вмешательство сверхъявственных сил: предсказывать будущее, обеспечить удачный промысел, лечить больных, сопровождать в «нижний мир» души умерших. Набор атрибутов кетского шамана состоит из особого облачения (верхней одежды, нагрудника и унтов), бубна с колотушкой, посоха. Обряд, который проводил шаман называется камлание. В это время он со своими духами-помощниками посещает «верхние» и «нижние» миры. Помимо шаманов, у кетов были колдуны (бонгось). Колуны не имели специального костюма. Широко использовались кетами обереги, талисманы и амулеты. Амулетом может являться медвежья лапа, коготь и др.

Основой разнообразных верований и обрядов являлись пережитки тотемизма. Кеты верили, что животные способны понимать язык человека. Нельзя было говорить плохо о животном. Кеты верили, что животные могут передавать человеку некоторые свои качества. Кеты верили, что животные могут возрождаться: головы уток бросали в воду, кости животных складывали в лесу. У кетов существовал куль медведя.

Главной семейной и родовой святыней был огонь. До начала XX века огонь у кетов почитался как охранитель и символ единства семьи. Почти до 1990-х гг. у кетов существовал запрет давать спички постороннему человеку. Огонь считался женским существом. Огонь кормили, бросая в костер кусочки хлеба, сахара, мяса, жир, выливали мясной или рыбный бульон. Запрещалось бросать в огонь мусор, сжигать «нечистые» предметы. Кеты наделяли огонь способностью предсказывать результат промысла.

Семейными охранителями являлись алэлы. Алэлы изображались в видео антропоморфных фигурок. Они «держали» души живущих женщин и «отпускали» их после смерти. Эти верования существовали параллельно с шаманизмом, однако, нередко шаман использовал эти фигурки в своих обрядах. Алэлы помогали шаману отыскивать душу заболевшего. При лечении больного именно алэлы помогали шаману. Алэлам давали имена. Считалось, что они облегчают женщине роды, а в дальнейшем они помогали растить детей, защищали от болезней. Считая алэлов живыми существами, кеты кормили их лучшей едой (первой рыбой, дичью). Их держали в «чистой» (против входа за очагом) части жилища в берестяном туесе или деревяной коробке, лицом на восток, сверху закрывали платком. Кормление и переодевание алэлов совершали только женщины. Наследовались эти предметы по мужской линии.

В начале XXI в. среди старшего поколения православие мирно уживалось с языческими верованиями — много людей, считавших себя приверженцами обеих религий. У молодежи шаманизм сдал своим позиции, в то время как православие увеличивает число своих приверженцев (Кривоногов 2003: 96).

Языческие обряды долго сохранялись после принятия христианства. Рождение ребенка было важным семейным событием. Обрядовые охранные меры против болезни и смерти осуществляли женщины старшего поколения. Прежде всего старались обеспечить присутствие в нужное время опытной женщины, способной принять роды и руководить обрядностью. Роды проходили в задней части сума. Роженица одевала старую изношенную одежду, которую затем зарывали. Женщине расплетали косы, считалось, что это облегчает роды. Помощи ждали от алэлов. Принимавшая роды перерезала пуповину специально изготовленным ножом, который потом нужно было отнести в лес вместе с последом (Алексеенко 1999: 68). Послед держали в берестяном чумане, который через семь дней прикрепляли на высоте человеческого роста к стволу молодого растущего дерева. Пуповину высушивали и зашивали в маленький ровдужный мешочек. Этот мешочек с пуповиной мальчика нельзя было потерять до начала самостоятельной охоты.

В свадебном обряде кетов проявлялся коллективизм и патриархальное начало. Невесту брали из другого рода. Оосбенность кетского свадебного обряда — сватовство с медным котлом, в который складывали подарки для жилища невесты. При сватовстве у кетов существовал обычай отговаривания сватов родственниками невесты. При этом уверяли, что невеста не умеет обрабатывать шкуры, шить одежду. Характерным моментом кетской свадьбы являлось мытье (расчесывание) головы невесте и жениху. Еще один обязательный элемент свадебного обряда — имитация насильственного увода невесты Брак освящал шаман или колдун. Во время праздничного пиршества невеста оставалась с родными жениха, а жених с родственниками невесты. Молодая по окончании пира возвращалась к своим родителям и жила там еще три дня.

В погребальных обрядах у кетов ярко проявлялись представления, что смерть одного человека несет опасность для живых людей, и прежде всего для сородичей. Смерть может повлечь за собой новые смерти среди сородичей умершего. Поэтому к погребальному обряду привлекали людей из других родов. Они одевали покойного, копали могилу и вытесывали доски для погребения. Шаман участвовал в церемонии погребения, как и другие рядовые сородичи и соседи, специальных камланий не проводилось. В начале XX в. у кетов существовало два способа погребения: в земле (наиболее распространенный) и воздушный (в пне срубленного дерева на высоких помостах – лабазах) (Алексеенко 1967: 209). Шаманов хоронили только на деревьях.

Оставшиеся знания своих предков кеты стараются сохранить. В 2005 г. в кетском поселке Келлог возродили этнический праздник — День реки. В основе праздника лежит старинный обряд. После долгой зимы и голодного периода весенней распутицы люди с большим нетерпением ждали ледохода, который открывал путь к рыболовным угодьям. Считалось, что, если попросить реки, угостить ее едой, одарить подарками, она скорее проснется. В воду бросали хлеб, табак, порох. Сегодня праздник проводится в июне и начинается с обряда приветствия небольшой реке Елогуй, которая является кормилицей поселка. Праздник проводится ежегодно и сопровождается гонками на долбленой лодке («ветка»).

 

 Изображение домашнего покровителя -алэла. Кеты. Россия, Красноярский край, Туруханский р-он, пос.
Келлог. 1960. МАЭ И 1975-36

 

 Алэлы (домашние покровители), Туруханский район, 2023. Фото Т.С. Киссер

 

 Шаман енисейских остяков с реки Баиха. Кеты (енисейцы, остяки). Енисейский р-он, 1914.
Фото И.Н. Шухова. МАЭ № 2421-158

 

Кетский шаман. Фото из архива М.А. Прудченко

 

На празднике «День реки». п. Келлог, 2022. Фото из архива Хайвалам Вакувагир.