Киссер Т.С., к.и.н.,
ст. науч. сотр. Центра Арктических исследований МАЭ РАН |
Сами кеты выделяют несколько видов своего устного творчества. Наиболее широким является термин áськет ( аськъ’т ), который они объясняют русским соответствием «сказка» (Крейнович 1969: 227; Вернер 1993: 19). Между тем исполнители под этим названием объединяли разные в сюжетном и жанровом отношении тексты, существенно различающиеся по художественной структуре, функциям и форме исполнения (повествовательной, речитативной, песенной). Еще в 1980-е годы некоторые рассказчики выделяли особую категорию фольклорных произведений под внешне близким, но самостоятельным названием — аська ( аска ). (Народы Западной Сибири…2005: 719).
Тематика кетских мифов, мифологических рассказов, преданий, сказок с мифологическими сюжетами — мироздание и устройство вселенной, возникновение человека на земле и его окультуривание, многообразный мир реальных и мифических существ и т.д. Художественными средствами в них выражаются такие главные мировоззренческие понятия и категории, как живой-мертвый, положительный-отрицательный, верхний-нижний, мужской-женский и т.д. Свое место в них нашли все основные персонажи кетского пантеона (Кетские тексты, 1981).
Популярностью пользовались загадки и песни — импровизации. Загадки кетов отличаются краткостью, выразительностью и отражают быт, труд, природу. Например, загадка о речном пороге звучит так: «Дочь ночь напролет плачет, день напролет плачет». Интересно, что во многих загадках превалируют Хып (сын) и Хунь (дочь), т.е. загадки имеют воспитательное значение, вызывая у ребенка сообразительность.
В начале 1990-х гг. в Туруханском районе работала Енисейско-Таймырская музыковедческая экспедициям Союза композиторов СССР. Были записаны на магнитофон более ста народных песен и инструментальных наигрышей. Это бубны с металлическими бубенцами – «ихась» , деревянный, костяной и металлический варганы – «пымыль» , 2-3-струнная скрипка-виола – «лактэрие» , костяная дудочка и свистулька из птичьего пера «сюнэлейсь» и др. Варган сохранялся до начала 2000-х гг. в музыкальном быту кетов. Известны были виртуозы игры на варгане. В фольклорном ансамбле при Норильском музыкальном училище лучшими варганистами были представители кетской и селькупской молодежи. Сегодня практика игры на музыкальных инструментах кетами утрачена. Кетских народных коллективов тоже нет. Согласно исследованиям В.П. Кривоногова, лишь 1,1% кетов старше 7 лет исполняют песни на кетском языке, еще 2,6% на двух языках, остальные исключительно на русском (Кривоногов 2003: 89).
В фольклоре у кетов широко бытует древняя традиция всенародного индивидуального песнетворчества: у каждого кета есть своя личная именная песня-оберег: детская, сочиняемая новорожденному обычно матерью; взрослая, слагаемая самостоятельно в пору совершеннолетия, и предсмертная, сочиняемая престарелым в предчувствии смерти (Кетские народные сказки 2006: 12).
Современные кеты в быту уже не рассказывают детям сказки на родном языке, не поют песни. Последний кетский певец был Александр Котусов, его называли «народным певецом», он последний кет, исполнявший и сочинявший песни на кетском языке и имевший свою личную песню, один из последних носителей кетского языка.
Современное творчество развивает представительница кето Хайвалам Вакувагир, уроженка Суломая. В 2016 г. она запустила свой этнобренд HAIVALAM. Она вместе с дизайнерами создает аутентичные украшения и аксессуары, вдохновлённые эстетикой кетской культуры из меди и серебра, современную, стилизованную повседневную одежду. Кроме того, она развивает сувенирное производство — солнышки-обереги из бисера. Хайвалам говорит, что образы будущих изделий приходят к ней во снах.
Хайвалам Вакувагир (кето). URL: https://rtraveler.ru/photo/1436809/?tag_photos=krasnoiarsk
Сувениры Туруханского района. Фото Т.С. Киссер