Вернуться
  Киссер Т.С., к.и.н.,
ст. науч. сотр. Центра Арктических исследований МАЭ РАН
  1. Кеты. Семья, воспитание и образование 

 

В конце XIX – начале XX в. кеты жили семьями, в которые входили кровные родственники по мужской линии (обычно двух поколений), их жены и дети. Число членов такой семьи было примерно 5-7 человек. Наряду с малыми существовали и большие семьи с количеством членов до 25-30 человек, но они встречались довольно редко.

Брак у кетов был моногамным. Брачные нормы конца XIX – начала XX в. запрещали брать невесту из семьи (рода) матери жениха (Долгих 1952: 26). Однако изолированность групп, общая малочисленность и преобладание мужского населения приводили к отдельным случаям нарушения экзогамии. По этой же причине среди кетов (особенно северных групп) имелось значительное количество смешанных браков (кетско-селькупские). Главой семьи обычно является старший мужчина (отец, его брат, отец отца и др.), реже — старшая женщина.

Активная роль женщины в хозяйственной жизни семьи обеспечивает ей определенную самостоятельность и равноправное положение. Отношения в семье складываются на уважении, почтении к старшим и большой любви к детям. Женщина у кетов, как и у многих других сибирских народов, считалась «нечистой», носящей в себе «тяжесть» всю свою жизнь с момента появления месячных (элат) до их окончания. Существовало много различных запретов, определявших поведение женщины в повседневной жизни, за соблюдением которых строго следили старшие члены семьи, прежде всего свекровь, бабушка мужа.

Ребенку, как правило, давалось два имени, второе имя — прозвище, сопутствовавшее человека всю жизнь. В нем обычно отражались особенности поведения, внешности ребенка. Если ребенок долго болел, ему давали плохое прозвище, чтобы отпугнуть злых духов болезни, или меняли мена, чтобы обмануть этих же духов. Если в семье часто умирали дети (детская смертность была у кетов очень большая), то их матерью начинали называть женщину, у которой много детей (обманывали таким образом злых духов). Ребенок продолжал жить в своей семье, но считалось, что он перешел в семью этой женщины (Алексеенко 1967: 156, 166-167).

Мать кормила ребенка грудью очень долго (иногда до 5 лет). До 2 лет его держали в колыбели. Детей полутора-двух лет иногда привязывали в жилище или около него при помощи ремешка с петлей, которую надевали через плечо или поперек груди (чтобы он не отполз далеко, не обжегся огнем костра и т.д.).

Самыми распространенными игрушками у мальчиков были деревянные брусочки, изображавшие оленей, зверей, маленький лучок со стрелами. Девочки делали куклы (кость предплечья рябчика, завернутая в лоскутки или специально сшитую одежду, похожую на настоящую), маленькие колыбели и др. Кроме того, девочки делали кукол из косточек белок. Иногда на полено надевали шапку и получалась кукла. Позже стали появляться магазинные куклы, но самодельные были в каждой семье.

Общение в семье, разговоры на темы о промысле, об удачах и неудачах на охоте, о повадках животных — все это вводило ребенка в круг промысловых интересов. Детские игры включали такие сюжеты, как добыча рыбы, поимка оленей арканом и др. Дети с раннего возраста приобщались к хозяйственной жизни.

 

 Кето с ребенком. Фото Е.С. Соболева

 

 Кетские дети. Фото Е.С. Соболева

 

 Портрет детей. Кеты (енисейцы, остяки). Енисей (басс.р.). 1901-1906. МАЭ № 1074-31

 

Игра «казну собирать» (камнями). Кеты (енисейцы, остяки). Енисей (басс.р.). 1905-1907.
Фото В.И. Анучина. МАЭ № 1622-80