Вернуться
  Киссер Т.С., к.и.н.,
ст. науч. сотр. Центра Арктических исследований МАЭ РАН
  1. Кеты. Общие сведения 

Название «кеты» не является исконным самоназванием народа. Оно было введено официально и утвердилось только в 1920-х годах. Как и для других народов Севера, в основу названия было положено слово «человек» ( кет   /   кэт ). До этого кеты были известны как «остяки», «енисейские остяки», «енисейцы». Название «остяки» также не было самоназванием народа. Так, по аналогии с уже известными обско-угорскими остяками (хантами) и самодийскоязычными селькупами кетов называли русские служилые люди, продвигавшиеся в начале XVII в. с Оби на Енисей. За общим для разноязычных народов названием «остяки» стоят подмеченная русскими землепроходцами внешняя близость культурного облика и хозяйствования коренных обитателей приречных долин — рыболовов и охотников. Этим же, вероятно, объясняется общее название остяков — дяндри  — у енисейских тунгусов, хотя для отдельных групп у них имелись и самостоятельные названия (Василевич 1931: 134; Долгих 1950: 92), и у ненцев — хаби . Самостоятельное значение последнего названия — «зависимый», «невольник», «раб» (Хомич 1966: 23). В данном случае, видимо, сказалась общность исторических судеб — преимущественное подчинение при военных столкновениях. Сюжеты об этом широко распространены в преданиях обских угров, селькупов и кетов. Сами же кеты именовали себя по родовой принадлежности и территории проживания той или иной группы (например, елогуйские люди, подкаменнотунгусские люди).

По данным Всесоюзной переписи 1979 г. кетов было 1072 человек, в 1989 г. в СССР кетов — 1113 человек, в РСФСР — 1084 человек. Всероссийская перепись 2002 г. зафиксировала 1494 кета (их численность выросла на 34%), в том числе 119 югов. По данным переписи 2010 года насчитывалось 1219 кетов (преимущественно в Красноярском крае). По результатам переписи 2020/2021 гг. мы видим, что численность кетов уменьшилось, теперь их 1088, наибольшее количество проживает также в Красноярском крае (911 чел.), а также в Томской области (110 чел.).

Ландшафтный фактор имел определяющее значение в способах народной (территориальной, этнической) идентификации. В начале XX в. В.И. Анучин записал в своем дневнике, что кеты «про любой народ спрашивают — на какой реке сидит и много ли рек до него надо пройти» (Анучин 1908). Но и в 1960–1980-х годах пожилые люди, чтобы составить собственное географическое представление, выясняли, «вверху» или «внизу» находится тот или иной город, страна; «сверху» или «снизу» прибыли приезжие. Эталоном для структурирования пространства было течение магистральной речки, а точкой отсчета — центральное положение ego . Магистральной рекой в регионе выступает Енисей. Его меридиональное течение определило совпадение (соответствие) понятий «верх, верхнее течение — юг, южное» и «низ, нижнее течение — север, северное». В соответствии со структуризацией пространства по реке-оси осуществлялась классификация людей на «низовских» и «верховских». Для елогуйских жителей, например, «низовскими» (кетск.: тыгыдэн ; тыга  — «вниз по течению», «на север; дэн  — «люди») оказывались их соплеменники кеты, селькупы, эвенки, а также ненцы, русские и другие обитатели территории к северу от них. Название «верховские» (кетск.: утадэн ; ута  — «вверх по течению, на юг») было еще более широким. Еще в 1960-х годах его относили не только к жителям бассейна Енисея из мест, расположенных южнее Елогуя, но также к людям, приехавшим из Москвы, Санкт-Петербурга, Германии (Народы Западной Сибири…2005: 630-632).

Территориальные названия групп кетов нередко связаны с гидронимами (второе — слово «люди»). Примером «речных» территориальных названий могут быть: елукдэн («елогуйские люди»), тымдэдэн («люди с Кети») и т.п. В конце XIX — начале XX в. среди кетов выделялись береговые — жители побережья Енисея и лесовые — находившиеся преимущественно на отдаленных угодьях.

Отсутствие единого исконного самоназвания у кетов было обусловлено уровнем их общественного и этнического развития к моменту первого знакомства с русскими. Кровнородственные (родовые) группы составляли тогда основную территориальную и социальную единицу, устойчивость родственных связей обеспечивала сохранение родовых самоназваний вплоть до середины XX в. Вместе с тем осуществленное русскими объединение кетов в составе уездов, а затем административных волостей, расширение контактов между отдельными группами для выполнения ясачной повинности, усилившиеся переселения способствовали развитию представления о единстве народа и утверждению этнонима «остяки» в качестве единого самоназвания. Выражения типа «остяцкая лодка», «остяцкая печь», «остяцкий хлеб», да и само название остэгэн (остяки) были обычны для речи кетов старшего поколения еще в 1960-х годах. Но у молодежи уже тогда проявлялось, а позднее стало всеобщим отношение к термину «остяки» не только как к устаревшему, но и оскорбительному. Объективной причиной тому было нередкое употребление слова местными русскими и приезжими в откровенно уничижительном смысле.

Необходимость замены старого наименования новым была очевидной и с точки зрения практической. Остяками, кроме кетов и хантов, называли непосредственных соседей кетов по Туруханскому Северу — селькупов. Применение одного этнического термина к трем разным народам вызывало путаницу. Еще при переписи 1959 г. небольшая группа кетских (р. Кеть, с. Маковское) и сымских (р. Сым, поc. Сым) селькупов была ошибочно записана «кетами». Ошибка произошла от того, что этноним селькупы (от самоназвания северной группы) не привился среди южной группы этого народа, местное же самоназвание было забыто и до 1959 г. селькупы назывались «остяками». А так как старое название кетов было «остяки», селькупов и записали «кетами» (Народы Западной Сибири…2005: 632).

Понятное всем наименование «кеты» легко вошло в жизнь и повсеместно стало восприниматься ими как самоназвание. Следует, однако, сказать, что с некоторых пор в регионе стихийно распространилось и постепенно возобладало в официальной сфере и народной среде название кетó . Людьми оно воспринимается как более благозвучное и значительное, а по происхождению является звательной формой от слова кет  — «человек»: так у кетов мужчина обращается к мужчине (Народы Западной Сибири…2005: 633).

К настоящему времени в Красноярском крае имеется 6 территориально компактных групп проживания кетов: елогуйская (пос. Келлог на р. Елогуй), сургутихинская (пос. Сургутиха на одноименной речке), пакулихинская (пос. Бакланиха на Енисее), курейская (пос. Серково на р. Курейке и пос. Мадуйка на оз. Мадуйское) — все в Туруханском районе; сымская (ок. 40 чел. в пос. Сым на одноименной реке) в Енисейском районе. Шестая группа — подкаменнотунгусская (пос. Суломай на р. Подкаменная Тунгуска) — административно отошла в 1960-х гг. к Байкитскому району Эвенкийского АО. В нач. XXI в. пос. Суломай был буквально уничтожен разрушительным наводнением. Благодаря помощи властей, христианских общин и зарубежных благотворительных фондов, главным образом фонда им. Ф. Нансена, поселок за короткий срок был заново отстроен со всей инфраструктурой на новом месте. Всего в Красноярском крае имеется 9 поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими.

 

Кеты (енисейцы, остяки). Енисей (басс.р.). Портрет мужчины. 1901-1906. МАЭ № 1074-12.

 

Кеты (енисейцы, остяки). Енисей (басс.р.). Портрет мужчины и женщины. 1901-1906. МАЭ № 1074-32.