Камчадалы. Общие сведения
Камчадалы – народ смешанного этнического происхождения, проживающий на полуострове Камчатка (Камчатский край) и на северо-восточном побережье Охотского моря (Магаданская область). Первоначально термин камчадалы употребляли для наименования коренного малочисленного народа, проживавшего на Камчатке до прихода русских (самоназвание ительмены). Постепенно в исторической и этнографической литературе термин камчадалы закрепился за наиболее обрусевшими камчатскими аборигенами, на протяжении XVIII-XIX веков вступавшими в браки с русскими казаками и крестьянами. В то же время тех оседлых аборигенов, кто сохранил язык и традиционный этнический облик, стали именовать ительменами. По аналогии с обрусевшими потомками ительменов термином камчадалы стали также называть старожильческое русскоязычное население северо-восточного побережья Охотского моря, которые являлись потомками от смешанных браков русских переселенцев с коряками, эвенами и якутами.
По результатам переписи 2010 года в Российской Федерации проживало 1927 камчадалов, по результатам переписи 2020/21 гг. численность уменьшилась до 1547 чел.
Типы камчатских жителей. 1890-е годы.
Источник: Маргаритов В. Камчатка и ее обитатели Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1899.
Охотские камчадалы – жители села Ямск. Магаданская обл., Ольский р-н, с. Ямск, 8 марта 1960 г.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № 33450/79. Собиратель Л. Н. Хаховская
На Камчатке постоянные русские поселения стали формироваться в XVIII веке, после основания Верхнекамчатского, Нижнекамчатского и Большерецкого острогов, в которых обитали казаки и их потомки, а такие селения, как Мильково и Ключи, были полностью населены представителями крестьянского сословия. « Казаки, промышленники, вольные люди … легко сближались с северными народностями, селились между ними, брали у них жен » (Патканов, 1911: 178). За первые 40 лет освоения полуострова численность коренного оседлого населения сократилась, как минимум, на треть или даже вдвое – произошла значительная депопуляция ительменов, что в дальнейшем способствовало сближению этого населения с русскими. В середине XVIII века на Камчатке существовало семь русских селений – пять острогов (Тигиль, Большерецк, Петропавловск, Верхнекамчатск, Нижнекамчатск) и два крупных крестьянских села Мильково и Ключи (Мурашко, 2010: 205).
Большерецкий острог. Вторая половина XVIII века. Гравюра, 1779 или 1785 г.
Источник: Логинов Д. П. Большерецкий острог. Петропавловск-Камчатский: Новая Книга, 2012. С. 10.
Верхнекамчатское селение. 1890-е годы.
Источник: Маргаритов В. Камчатка и ее обитатели Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1899.
Ительмено-русское взаимодействие на Камчатке было настолько обширным, что в результате метисации сложилась особая этническая группа камчатских камчадалов, к началу XIX века насчитывавшая, по данным исследователей, свыше 1,5 тыс. чел., а к концу этого столетия она составляла свыше 4,3 тыс. чел. В настоящее время камчадалы проживают в Елизовском, Усть-Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском, Соболевском, Тигильском и Пенжинском районах Камчатского края, а также в городе Петропавловск-Камчатский.
Камчадалы – жители села Коряки. Камчатка, 1901 г. Альбом А. П. Сильницкого (из собрания ДВГНБ).
Город Петропавловск-Камчатский, вид с сопки Мишенная. 2022 г. Фото Л. Н. Хаховской.
Поселок Мильково Мильковского района Камчатского края. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской
Общим самоназванием коренных обитателей Камчатки служил термин ительмен, что означает «местный житель» (Крашенинников, 1949: 362; Стеллер, 199: 24). Многие исследователи считают, что этноним камчадал является внешним, привнесенным наименованием, которое местным жителям дали казаки. Существуют два основных варианта происхождения данного этнонима. Согласно одному из них, он происходит от названия реки (Стеллер, 1999: 23). Противоположное мнение состоит в том, он произошел от названия «хончала» или «кончало» - так коренных жителей Камчатки называли соседние с ним коряки (Крашенинников, 1949: 362; Степанов, 1949: 19). Вразрез с этим, другие исследователи считают этноним камчадал самоназванием аборигенов Камчатки, который был адаптирован к русскому произношению (Орлова, 1975: 128). Сами же обрусевшие жители полуострова часто также называли себя по местам обитания – тем поселениям, где они проживали наиболее компактно – селения Тигиль, Большерецк, Мильково, Ключи, Нижнекамчатск.
В северо-восточной части Охотского побережья также проживают камчадалы, но для отличия их от одноименного народа Камчатки принято добавлять уточнение – охотские камчадалы. Формирование охотских камчадалов происходило в селениях Тауйск, Армань, Ола, Ямск, Наяхан и Гижига, основанных в XVII-XVIII веках. Строительство и развитие этих населенных пунктов обусловлено социально-политической и экономической интеграцией северо-восточных территорий в Российское государство. Русские переселенцы и оседлое аборигенное население были связаны общей территорией проживания, совместными хозяйственными занятиями, что повлекло за собой их тесное взаимодействие и создало основу для интенсивных процессов ассимиляции. Наиболее значительную часть переселенцев на Охотское побережье составляли казаки. Со стороны местного населения в состав охотских камчадалов вошли оседлые коряки, «пешие» и кочевые тунгусы (эвены), якуты. К концу XIX века численность охотских камчадалов составляла примерно 1,3 тыс. чел. В настоящее время охотские камчадалы проживают в Ольском и Северо-Эвенском районах Магаданской области, а также в областном центре – городе Магадане.
Жители села Гижига возле Спасской церкви. Начало ХХ в.
Источник: сайт Колымские хроники URL:
http://kolymajournal.cerkov.ru/2019/10/29/starye-kolymskie-xramy/
Бригада камчадалов-сенокосчиков. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, 1960-1970-е гг.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № НВ-14269/23. Собиратель Л. Н. Хаховская
Город Магадан, вид с Марчеканской сопки. 2022 г. Фото Л. Н. Хаховской
Термин камчадал как обозначение метисной по происхождению этнической группы по отношению к жителям Магаданской области стали употреблять в начале XX века. Вначале этот этноним употребляли стихийно, а в 1920-х гг. он вошел в официальные документы (Гурвич, 1966: 259). Собственные же самоназвания охотских камчадалов чаще всего были связаны с местом их проживания. Так, русскоязычные старожилы Гижиги называли себя «гижигинцами», жители других селений – «ольскими», «арманскими», «ямскими», «тауйскими» (Хаховская, 2003: 239). В 1920-х гг. началось формирование общего этнического самосознания охотских старожилов, которые идентифицировали себя как камчадалы. К 1940-м гг. все разнообразие терминов, обозначавших русскоязычных старожилов, исчезло, заменившись общим термином камчадалы. Одновременно с этим началось официальное присвоение этому населению этнонима русский. Этот процесс отражал активное смешение охотских камчадалов с русскими переселенцами уже советского времени.
По результатам переписи 2010 года в Российской Федерации проживало 1927 камчадалов, по результатам переписи 2020/21 гг. численность уменьшилась до 1547 чел.