Ительмены. Духовная культура
Мифологическая картина мира. Мир в традиционных представлениях ительменов включал три слоя: небо, землю и «подземность».
Мифологические повествования ительменов связаны прежде всего с именем демиурга – Кутха (Ворона). Ительмены (как и коряки) считали, что Кутх «создал все, и от него все произошло». С.П. Крашенинников приводит несколько легенд о созидательной деятельности Кутха. По одним преданиям, «Кутху сотворил землю из своего сына, называемого Сымскалин», по другим – Кутх и его сестра «землю снесли с неба и утвердили на море». Первые люди, созданные Кутхом, носили одежду, сшитую из листьев, и питались березовой и тальниковой корой, потому что зверей в то время не было, а рыбу ловить они не умели. Затем Кутх изобрел лодку, а его сын Тыжил-Кутх научил людей вязать сети из крапивы и ловить рыбу. Кутх также сотворил зверей, научил людей охотиться и шить теплую меховую одежду: кухлянки и парки. Горы и долины, согласно преданиям, это следы Кутха, которые он оставлял, проезжая по Камчатке на собачьих упряжках. Радугу ительмены воспринимали как вышивку на подоле кухлянки Кутха. Слыша гром, говорили, что это Кутх вытаскивает на берег свои баты.
Демиург Кутх-Ворон // alex-dharmari.livejournal.com
Традиционные верования. Ительмены верили в существование духов и в одушевленность всего, что существует в мире. Души считались бессмертными. Духи делились на добрых и злых. Многие религиозные обряды проводились с целью задабривания духов.
Религиозные практики были связаны, прежде всего, с культом природы. Особенно почитался дух и «хозяин моря» Митг , которого ительмены представляли в виде рыбы. Повелителем всех животных считался Пилячуч (Билюкай), живущий в облаках и посылающий на землю дождь.
Хозяйственную деятельность регламентировали предписания и запреты. Так, когда мужчина находился на промысле, его жене запрещалось на определенное время во избежание несчастий заниматься домашней работой.
В местах сбора ягод, трав, кореньев и прочих дикоросов ительмены устанавливали специальные столбы в знак почтения к местным духам.
До недавнего времени сохранялись природные объекты (сопки, холмы, валуны и пр.), которым оказывали знаки почтения в виде принесения им кусочков пищи, табака, чая. К таким объектам обращались за советом и помощью в случае болезни, несчастья и пр. С давних времен почитаемыми считались сопки «Паппак» (близ Хайрюзово), «Бабушка» (у села Сопочного), «Изменная» (недалеко от Тигиля).
Существовал культ «дымящихся гор». Их считали жилищами мертвых, появление дыма на вершине вулкана объясняли тем, что покойники - «вулканные люди» топят свои юрты. Согласно Г.В. Стеллеру, «камчадалы содержат Опальную гору в великом почтении и рассказывают о ней ужасные вещи, чего ради не токмо наверх ее, но и к подножию ходить опасаются: для того-де, что там много живет духов».
Как и у коряков, у ительменов был распространен тотемизм. Тотемами служили не только различные животные и растения, но и явления природы. Отдельные семьи вели свое происхождение от волков, медведей и других животных. Существовали ритуалы, символизирующие и подчеркивающие эту родственную связь.
У ительменов не было профессиональных шаманов. Шаманские функции в их обществе обычно выполняли старые женщины. С.П. Крашенинников так писал об этом: « У камчадалов нет особливых шаманов, как у других тамошних народов, но всякая баба, а наипаче старуха, волхвом и толкователем снов почитается».
Существовали знахари, занимающиеся лечением с помощью трав и заговоров.
Праздники и обряды. Ительмены устраивали праздники по случаю удачной охоты. По описанию Г.В. Спеллера, охотник, убивший медведя, обычно приглашал гостей, которые помогали хозяину разделывать тушу зверя, плясали, веселились. Пляски являлись непременным атрибутом ительменских ритуальных праздников. В танцах подражали животным, имитируя их голоса и повадки. Врач и ученый-натуралист К.Г. Мерк (1761–1799), побывавший на Камчатке, писал, что местные аборигены «подражают медведям, китам, гусям, как последние начинают свои любовные игры или как камчадалы пытаются их убить».
Среди ительменских праздников центральное место занимал праздник Алхалалалай. С.П. Крашенинников назвал его «праздником очищения грехов» и объяснял его бытование таким образом: «Предки сего народа по заготовлении в зиму съестных припасов имели обычай начало трудов своих приносить богу на жертву, а потом сами между собой веселиться, приходя друг к другу в гости». Этот праздник, насыщенный разнообразными обрядами, устраивали обычно в ноябре, и продолжался он около месяца. Начинали праздник старики. Они собирались вокруг «огня» и обращались к нему с ритуальными речами. Затем вокруг «огня» устраивались пляски. Танцующие мужчины кричали: «Алхалалалай!». Крашенинников, присутствовавший на празднике, наблюдал, как «во время крика начали выбегать из углов бабы и девки, искося глаза, искривя рот и представляя себя как возможно страшными, которые дошли до лестницы, подняли руки кверху и, делая странные телодвижения, плясали и кричали…, а потом одна за другою падали на землю, будто мертвые, и разносимы были мужчинами по местам своим, где лежали аки бы бесчувственны до тех пор, пока некоторый старик не отшептал каждую порознь». Хореограф и этнограф М.Я. Жорницкая (1921–1995), считала, что этот праздничный обряд с плясками «был посвящен изгнанию из жилища злых духов, в том числе и духов болезней».
Ительменский праздник Алхалалалай на основе его подробного описания С.П. Крашенинниковым был «возрожден» по инициативе общественной организации «Совет ительменов Камчатки “Тхсаном”» и впервые прошел в ноябре 1988 г. в с. Ковран. В 2009 году праздник благодарения природе «Алхалалалай», наряду с корякским праздником «Хололо» и эвенским праздником «Нургэнэк», был объявлен официальным праздником Камчатского края. Он проводится ежегодно в различных селениях Камчатки.
Алхалалай ( https://musaget.ru/alhalalalay-neobyknovennyy-prazdnik-kamchatki/ )
Алхалалай ( https://musaget.ru/alhalalalay-neobyknovennyy-prazdnik-kamchatki/ )
Среди части ительменского населения распространены также православные обряды и праздники.