Вернуться
Главный научный сотрудник (д.и.н.) Отдела
Севера и Сибири ИЭА РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвены. Краткая историческая справка

Эвены представляют собой родственный эвенкам народ, его   северо-восточную ветвь. Разделение тунгусов на западных и восточных произошло примерно в XII веке.  Расселение тунгусов по территории Северо-Востока Сибири привело к появлению ламутов – современных эвенов. В ходе исторических миграций эвены вышли в новые географические регионы тундры и лесотундры, населенные палеоазиатами – юкагирами, коряками, ительменами, чукчами. В результате адаптации к новой природной и социальной среде, межэтническим контактам эвенская культура впитала в себя элементы палеоазиатских культур. В южных ареалах своего расселения эвены контактировали с  группами южных тунгусо-маньчжуров, оказав друг на друга взаимное влияние.  

Активный процесс переселения тунгусских родов в Верхоянье происходил в XII–XIV веках. В XVII веке ламуты кочевали в районах рек Колымы, Момы, Индигирки. 

По мнению этнолога А.Б. Спеваковского, на Охотском побережье предки эвенов появились около 500 лет назад, что было обусловлено этническими сдвигами в Центральной Азии в X–XIII веках (передвижение на север тюркоязычных племен, теснимых с юга монголоязычными племенами), что отразилось в фольклоре. А.П. Окладников считал, что тунгусоязычные группы вышли к Охотскому побережья в XV–XVI веках, о чем говорят данные археологии, фольклора, исторических преданий, в которых упоминается о постоянных военных столкновениях эвенов с  корякским населением, причем тунгусоязычные группы представлены как наступающая сторона. Из северного Приохотья тунгусоязычные группы стали продвигаться на северо-восток, Чукотку и Камчатку. Выход к морю и соприкосновение с прибрежным палеоазиатским населением, которое в ряде случаев сопровождалось его вытеснением на север или ассимиляцией групп коряков, привело к сложению на побережье  оседлого населения – охотских и тауйских «пеших тунгусов». Из бассейна среднего течения р. Мая эвенский род Тугочер перешел в районы, ранее заселенные юкагирами, в междуречье Лены и Яны, частично эвены мигрировали в южном направлении в бассейны Уды, Тугура, Амгуни.  Часть эвенов остались на Алдане. С начала 1840-х гг. эвены с  реки Гижиги  проникали  на Анадырь, Большой и Малый Анюи, населенные коряками и чукчами.  На Анадыре эвены смешивались с русскими старожилами, юкагирами,  чуванцами. В первой половине XIX в. часть гижигинских эвенов вышли на Камчатку.

МАЭ И 504-8 Камчатка 1930-е годы. Фото С.И. Бейнарович. Фото с сайта открытого доступа.

Значительное влияние на эвенскую культуру оказали  якуты и русские. В  ХХ в. происходили перевод эвенов на оседлый образ жизни, коллективизация,  укрупнение небольших поселений, специализация хозяйства, обучение детей  в школах. Интенсифицировались  межэтнические контакты, культурные заимствования, эвены стали жить  в доминирующем полиэтничном обществе. Преобладающим большинством в этнических районах, где ранее проживали эвены, стали представители якутского (в Якутии) и русского народов.