Вернуться
Главный научный сотрудник (д.и.н.) Отдела
Севера и Сибири ИЭА РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвены. Общие сведения о народе

Эвены – один из тунгусо-маньчжурских народов, относится к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Эвены расселены преимущественно на Северо-Востоке и Дальнем Востоке России. Численность эвенов,  согласно переписи  2020/21 годов – 19 975 человек (по данным Всероссийской переписи 2010 года – 22 383 человек). Эвены живут в пяти территориально-административных образованиях Дальневосточного федерального округа.

Около 70%  всех эвенов России живут в Республике Саха (Якутия) (по данным Всероссийской переписи 2020/21 г. – 13 260 чел., по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. –  15 071 чел.). Эвены РС(Я) в основном расселены  в 13-ти муниципальных районах: Абыйском (359 чел.), Аллаиховском (510 чел.), Булунском (1 024 чел.), Верхнеколымском (322 чел.), Верхоянском (500 чел.), Кобяйском (906 чел.), Момском (1136 чел.), Нижнеколымском (621 чел.), Оймяконском (547 чел.), Среднеколымском (528 чел.), Томпонском (1 157 чел.), Усть-Янском (1324 чел.) и Эвено-Бытантайском (1 711 чел.) национальном районах (улусах).  Современное расселение эвенов в республике Саха (Якутия) представляет собой территориально разбросанные ареалы их локальных групп, которые находятся на севере и северо-востоке республики.  Кроме того, в г. Якутске проживает 1505 эвенов, и по другим улусам Якутии тоже живут от нескольких десятков до более сотни эвенов (например, в Сунтарском 168 чел., Усть-Майском – 82 чел.), которые оказались там в результате внутренних миграций позднейшего времени.

В  Магаданской области насчитывается 2 064 эвенов (2020/21 г.)  (2 635 чел. в 2010 г.). Большинство эвенов Магаданской области в настоящее время живет в глубинных районах севера и северо-востока Магаданской области в соседстве с коряками, а также в прибрежной зоне Охотского моря,  в редких и разбросанных населенных пунктах. Они живут  в Северо-Эвенском (425 чел.), Ольском  (698 чел.), в Омскучанском (247 чел.) и Среднеканском (70 чел.) округах, а также в Магадане (600 чел.). Кроме того, в Магаданской области подсчитаны 94 человека с самоназванием орочи.

В Камчатском крае по переписи 2020/21 г. насчитывается 1780 эвенов (в 2010 г. численность эвенов составляла 1 872 чел.). Они расселились преимущественно в центральной и западной частях полуострова. В Быстринском районе  проживают  899  эвенов; в северных Пенжинском  районе 250 чел.,  Олюторском районе 218 чел. А также на юге Камчатки в г. Петропавловск-Камчатский (160 чел.) и прилежащем Елизовском районе (70 чел) и др.

В Чукотском автономном округе переписью 2020/21 г. подсчитано 1 286 эвенов (1 392 чел. в 2010 г.). Эвены живут преимущественно в Билибинском районе на западе округа (764 чел.), на территориях Анюйского и Омолонского сельских поселений, а также в Анадырском районе (311 чел.), в   г. Анадырь (161 чел.), а также в Чукотском и др. районах.

В Хабаровском крае в 2020/21 г. проживало 1 005 эвенов (переписью   2010 г. здесь было подсчитано 1 128 эвенов).  Эвены Хабаровского края  населяют в основном  самый северный Охотский район (683 чел.), а также, в меньшей степени,  Николаевский  (36 чел.) и Верхнебуреинский (36 чел.) районы,  городской округ Хабаровск (88 чел.).

Кроме того, 102 эвена подсчитаны переписью 2020/21 г. в Москве и 25 – в Красноярском крае.

До первой четверти XX века в административных документах эвены были известны под названиями «ламуты», «каменные ламуты», «ламские тунгусы», «горные тунгусы», «восточные тунгусы». Официальный термин «тунгусы» употреблялся тогда в отношении всех народов, говорящих на тунгусских языках. В начале  1930-х годов в рамках национальной политики советского государства в отношении малых народов Севера эвенам официально вернули их наиболее часто встречающееся самоназвание – эвены (варианты –  эвэн, эбэн, эвын и др.) . Исследователи по-разному переводят этот термин: «местный», «здешний», «спустившийся с гор»; В.А. Туголуков вслед за Я. Линденау предложил этимологию «поперечные» (т.е. совершающие свои перекочевки поперек хребтов). Часть эвенов Охотского побережья, включая эвенов Камчатки, до настоящего времени сохраняют самоназвание  ороч/орочи/орочел . Этимология слова ороч связывается с термином орон – олень; орочел – оленные люди.  Самоназвание илкан (вариант перевода этнонима: «настоящий»), встречалось у эвенов низовьев Яны, Индигирки, Колымы среди смешанного эвенско-юкагирского населения. Множественная идентичность и наличие нескольких самоназваний довольно характерны для народов Севера в целом и эвенов, в частности. 

Большое распространение получили у эвенов и традиционные территориальные этнонимы намункан / ламункан – приморские, донрэнкэн – горные. В советский период происходили процессы формирования новых административных границ. Кочевники переходили на оседлость в постоянных населенных пунктах. Чаще стали использовать административные или территориальные наименования, например, березовские, момские, верхнеколымские эвены (в Республике Саха (Якутия)), рассохинские, гижигинские эвены (Магаданская обл.), быстринские эвены (Камчатский край), анюйские эвены (Чукотский АО),  охотские эвены (Хабаровский край) и др.    

Эвен-оленевод. Северо-Эвенский район, Магаданская обл. Фото А.А. Сириной, 1997.