Вернуться
  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Дьяченко В.И.

 

Энцы. Краткая историческая справка

 

Места расселения и маршруты кочевий энцев в начале XVII в. делили их на «лесных» и «тундровых людей» Мангазейского уезда. Лесные энцы вносили ясак в Туруханском зимовье на Енисее и в верховьях реки Таз. Для тундровых энцев таким местом было определено Хантайское зимовье на Енисее. Таким образом, земли обитания энцев находились между Тазом и Енисеем, а также простирались на тайгу и лесотундру, примыкающую к бассейнам рек Хантайки, Курейки и Нижней Тунгуски. На этой огромной территории в 1681 г., согласно материалам переписи ясачных людей, в семьях лесных энцев насчитывалось 436 чел., а тундровых – 456 (Народы Западной Сибири: 2005: 491).

В XVIII в. под воздействием внешних факторов область расселения энцев изменилась. Причиной этому послужило их вытеснение ближайшими соседями: ненцами с запада, селькупами, кетами и тунгусами – с юга. Так что энцы были вынуждены откочевать в северо-восточном направлении и переправиться на правый берег Енисея. По этой причине тундровая группа энцев (хантайские самоеды) стала вносить ясак в Дудинское зимовье и расположенное на другом берегу Енисея – Заостровское. Названия «тундровые» и «лесные» энцы указывали на их конечные места перекочевок.

Летом хантайские самоеды выпасали своих оленей на правом берегу низовий Енисея и в бассейне впадающей в него реки Гольчихи, а осенью перекочевывали в южном направлении. Перейдя по льду Енисея на левый берег реки, они выходили на зимние стоянки в лесотундре, в окрестностях зимовья Лузино.

Карасинские самоеды (названные по одноименному зимовью, куда лесные энцы вносили ясак) с 1830-х – 1840-х гг. осуществляли перекочевки со стадами оленей на территорию того же бассейна Гольчихи. Такие дальние перекочевки на север (на 500–800 км) могли осуществлять только многооленные хозяйства. Хозяйства этой группы, в которых было мало оленей, круглый год кочевали в полосе лесотундры между бассейном реки Дудинка (на севере) и станком Плахино (чуть севернее реки Хантайки).

Становление у ненцев крупностадного оленеводства и расширение территории кочевий до низовьев Енисея включительно стали причиной их раздоров с энцами. Зимой 1850 г. энцы со своими сторонниками нанесли поражение ненцам на льду озера Туручедо (на правобережье Енисея), после чего произошло размежевание территории постоянных кочевий оленеводов. Ненцы отказались от предъявления своих прав на энецкие земли, после чего правый берег в низовьях Енисея стал считаться энецким, а левая сторона реки – ненецкой или «юрацкой» (Народы Западной Сибири 2005: 492).

В течение второй половины XIX в. на территории Енисейского края происходили процессы активного формирования соседских общностей (общин), в которые могли входить представители разных территориальных групп одного и даже нескольких народов. Исторически важная веха в этнокультурной истории будущего народа произошла в начале XX в. на правобережье Енисея, где возникла соседская община из семей тундровых и лесных энцев. Примечательно, что через смешанные браки в нее вошли хозяйства ненцев, нганасан и долган (Этническая история народов Севера 1982: 78).

Традиционные перекочевки хантайских и карасинских самоедов происходили следующим образом. В апреле несколько оленеводческих хозяйств, объединившись, отправлялись на север с расчетом на то, чтобы пройти по льду все речки на своем пути. В местах, богатых ягелем, как, например, по рекам Гольчиха, Пура, Моховая они останавливались и в мае проводили отел оленей. Здесь же они переодевались в летнюю одежду и меняли тяжелые меховые покрышки для чумов на летние. Этот груз они упаковывали и оставляли до осени на грузовых нартах. Главы семей с взрослыми детьми и родственниками, объединив в одно стадо оленей-быков и яловых важенок (не родивших самок), отправлялись дальше на север, на промыслы диких оленей и линяющих гусей. Рыбная ловля и заготовка рыбных продуктов (юкола, рыбий жир, мука из рыбы) в летние месяцы занимала существенное место в промысловом комплексном хозяйстве энцев. Пастухи оставались в местах отела и охраняли важенок с телятами, перекочевывая на новое место по мере необходимости и после того, как на пастбище выедался корм. В сентябре мужчины с добычей и заготовленными пищевыми припасами возвращались с оленями, которых объединяли с остальным стадом.

По мере замерзания речек и выпадения снега кочевники начинали движение на юг, к зимним стоянкам. Для осенней перекочевки на юг оленеводы объединялись по несколько чумов (обычно 2–4 семьи), облегчая себе работу по выпасу животных: большим стадом всегда легче управлять.

Отправляясь на юг и покидая прибрежные районы Енисея, кочевники обязательно собирали плавниковый лес. Его укладывали на нарты и кочевали с ним, но все равно топливо приходилось экономить, чтобы выжить во время дальней и длительной перекочевки по безлесной тундре, во время частой пурги и сильных холодов.

Каждая группа оленеводов кочевала своим маршрутом, не сближаясь с соседями и не пересекая дорогу их аргишу (каравану кочующих оленей), чтобы не перепутать своих и чужих животных. Так что пути перекочевок этих двух групп самоедов – хантайской и карасинской – шли почти параллельными линиями до зимних стоянок (Туруханская экспедиция 2005: 145). Во время зимовки в лесотундре охотники-оленеводы промышляли капканами и ловушками песцов, ловили сетками куропаток и продолжали добывать одиночных диких оленей, оставшихся здесь зимовать. Дождавшись наступления весны, кочевники вновь начинали свои перекочевки на север, и это традиционно повторялось из года в год. Домашние олени, как и у многих северных кочевников, выполняли свою главную функцию – транспорта для перевозки кочевого имущества.

 

 

Группа энцев. Фото МАЭ.
Нарты со сложенным имуществом, окрестности р. Гольчихи. Фото МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Упряжка оленей на отдыхе. Легковая нарта. Фото МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).
Заготовка рыбы на р. Гольчихе. Фото МАЭ.
Энец с лодкой-лолбленкой в тундре. Фото МАЭ. (Прокофьев Г.Н. 1936-37).