Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD,
заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Долганы. Образ жизни и система жизнеобеспечения

 

Традиционным для долган являлся кочевой образ жизни, который базировался на комплексном хозяйстве, включавшем охоту на дикого северного оленя, рыболовство и транспортное оленеводство. Эта «северная триада» природопользования была издавна характерна для экономики коренных народов Таймыра. Охота на дикого оленя и птицу, а также рыболовство обеспечивали коренное население пищевыми ресурсами; вьючно-верховое и нартенное оленеводство позволяло кочевникам быть мобильными.

 
Перед аргишом. Попигайская тундра.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 

Хозяйство долган включило характерные для эвенков, якутов, ненцев и русских элементы (Гурвич 1982: 195). Зимовавшие в окрестностях станков Хатангского тракта долганы совместно с эвенками, якутами и затундринскими крестьянами, начинали совместные перекочевки, снимаясь с зимних стоянок в середине – конце апреля. Их движение на север не имело строгой последовательности. В отдельных хозяйствах первым кочевать (аргишить) отправлялся глава семьи, а некоторое время спустя за ним следовали его домочадцы. Кочевали вглубь тундры не спеша, проверяя ловушки на песца по пути на летние стоянки. С этого времени начиналась и охота на дикого оленя.

Летние стоянки охотников-оленеводов располагались в 300–400 км от зимних. Перекочевки совершали семьями, со всем имуществом и оленьим стадом. Добравшись до летних стоянок, несколько хозяйств объединяли своих оленей в одно стадо. Промыслом дичи охотники-оленеводы занимались уже здесь, на летних стоянках. Гусей и уток заготавливали впрок, сохраняя мясо птицы в вырытых ямах, служащих естественными холодильниками.

В летние месяцы и осенью кочевники занимались рыболовством на крупных реках и озерах. В конце ноября они снимались с летних стоянок и аргишили к станкам Хатангского тракта, в окрестностях которых каждая семья зимовала из года в год.

 
Е. Уксусников показывает свою лодку-ветку. п. Попигай.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 
 
На рыбалке. п. Жданиха.
Фото В. Н. Давыдова, 2021
 

Во время пребывания на зимних стоянках долганские охотники-оленеводы, в противоположность ненцам, были малоподвижны. Оленьи стада пастухи перегоняли с одного пастбища на другое по мере необходимости. С января начинался период песцового промысла, когда промысловики два раза в месяц выезжали на осмотр песцовых ловушек.

Охота на дикого северного оленя всегда являлась основой хозяйственной деятельности коренных народов Таймыра, по территории которого проходят сезонные миграции животных. Эвенки, составившие основу культуры долган, пришли на Таймыр в то время, когда кочевавшие в тундре нганасаны уже давно практиковали коллективные способы промысла диких оленей. Один из них – так называемые «поколки» осенью, во время водных переправ, когда животные возвращались из тундры в таежную зону. Кололи оленя с лодки хорошо поставленным ударом копья с длинным древком под последнее ребро или в почки, так что опытный охотник убивал оленя с первого раза. Если промысловик охотился в одиночку, он заплывал в середину стада и колол оленей по обе стороны от себя.

Коллективным способом была и облавная охота, в которой загонщики гнали стадо оленей вдоль длинного ряда кольев с насаженными на них кусками торфа, пучками птичьих перьев или белых крыльев куропатки. Эта «аллея» заканчивалась у озера, где в складках берега прятались охотники в лодках.

Индивидуальные способы охоты долган на дикого оленя (с оленем-манщиком, с домашним оленем, на рогах которого крепилась петля, охота со щитком, охота гоном на нартенной упряжке, охота самострелами и др.) были широко распространены и в тундре, и в лесной местности.

 
 
 
Охотник с оленем-манщиком.
Фото В. И. Дьяченко, 1996
 

В настоящее время техника охоты долган сильно изменилась: современный промысловик может уже не вдаваться в тонкости поведения диких животных во время их промысла. Имеющийся в распоряжении охотника высокоскоростной транспорт (снегоходы, квадроциклы, моторные лодки) полностью вытеснил оленьи упряжки, охота с подходом также ушла в прошлое, как и охота со щитком и с оленем-манщиком. Поколки с копьем на воде сменились интенсивной охотой на быстрой лодке с использованием огнестрельного оружия.

Традиционным занятием долган является транспортное оленеводство.

Юный оленевод.
Фото В. Н. Давыдова, 2016
 

Судьба долганского оленеводства в юго-западной и северо-восточной частях на террритории бывшего Хатангского района сложилась по-разному (Клоков, Хрущев 2004). На юго-западе, в советский период совхозные оленьи пастбища располагались в основном в виде узких лент, вытянутых с северо-запада на юго-восток, перпендикулярно рекам Хета и Хатанга. Основная часть пастбищ этих хозяйств находилась в пределах лесотундровой полосы. В середине 1960-х гг. здесь было сосредоточены две трети всех домашних оленей Хатангского района. С тех пор поголовье неуклонно снижалось - сначала медленно, а во второй половине 1970-х годов более быстро. Это сокращение было связано с появлением в этих местах мигрирующих диких оленей. По данным землеустройства, более чем в два раза уменьшилась здесь и оленеемкость пастбищ. С началом промысла диких оленей оленеводство здесь перестало быть основной отраслью, приносящей доходы предприятиям. За два с небольшим десятилетия оно фактически развалилось. Остатки оленьих стад совхозы додержали до экономического кризиса 1990-х годов. Затем было принято решение оленей частично забить, а оставшихся передать в личное пользование оленеводам (Клоков, Хрущев 2004).

В северо-восточной части ареала долганского оленеводства миграция дикого северного оленя происходила менее интенсивно. Снижение поголовья домашних оленей началось здесь позднее, чем на западе Таймыра, и было не таким сильным. Несмотря на уменьшение оленеемкости пастбищ, стада здесь сохранились до настоящего времени, и домашнее оленеводство сочетается с промыслом диких оленей (Клоков, Хрущев 2004).

Оленеводство долган носит смешанный характер. На тунгусские (эвенкийские) черты указывают: вьючно-верховая езда на оленях, зимняя запряжка в нарты с использованием правого передового животного, а также доение домашних оленей. Терминология, связанная с оленеводством, также преимущественно эвенкийская, но с использованием якутских слов и отдельными русскими искаженными названиями. Самодийские заимствования заключаются в использовании пастушьих собак при охране оленьего стада и употреблении ездовых нарт по большей части ненецкого образца (самодийского типа). Низкие нарты турку похожи русские нарты для езды на собаках. В эвенском языке для обозначения маленькой нарты используется аналогичное слово.

Сейчас среди долган оленеводством занимаются только жители трех поселков северного куста – Сындасско, Попигая и Новорыбного (Давыдов 2018: 82). В летнее время оленеводческие семьи обычно объединяются в бригады, для того чтобы можно было сэкономить усилия в работе со стадом — для выпаса бóльшего стада требуется меньшее количество рабочих рук (Дьяченко 2005а: 194). За лето бригада может делать до двух десятков перекочевок, но в последние годы их количество сильно сократилось. Ежегодно в конце лета в стадах проводятся коральные работы: работники Хатангской ветеринарной станции делают прививки против сибирской язвы и овода (Давыдов 2017).

 
Коральные работы.
Фото В. Н. Давыдова, 2016
 
 
Оленевод с оленем.
Фото В. Н. Давыдова, 2016
 

С 2017 г. осуществляется биркование оленей. В это время оленеводы разделяют стадо на более мелкие, выбраковывают животных, которые идут на забой.

Библиография:

Гурвич И.С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. С. 180-197.
Давыдов В.Н. Эмоции в отношениях человека, животного и ландшафта: исследования коральных работ на Таймыре // Кунсткамера, 2018. No 2. С. 81–87.
Давыдов В.Н. Этнография коральных работ на Таймыре (по результатам экспедиции в августе 2016 г.) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 17 / Отв. ред. Е.Г. Фёдорова. СПб.: МАЭ РАН, 2017. С. 67–90.
Дьяченко В.И. Охотники высоких широт: долганы и северные якуты. СПб.: Европейский дом, 2005a. 272 с.
Клоков К.Б., Хрущев С.А. Оленеводческое хозяйство коренных народов Севера России: информационно-аналитический обзор. Т.1. СПб.: ВВМ. 2004. 182 с.