Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD, заместитель директора по научной работе МАЭ РАН |
Долганы. Краткая историческая справка
Долганы – самый молодой народ Таймыра, сформировавшийся в конце XIX – начале XX в. В середине позапрошлого столетия для изучения самого северного полуострова азиатского континента – Таймыра – снаряжалась экспедиция А.Ф. Миддендорфа. В ответе на запрос Императорской Академии наук в 1841 г. о населяющих этот полуостров коренных народах сибирская администрация среди прочих аборигенов назвала долган.
Чем было обусловлено стремление различных этнических групп, носителей разных языков из соседних с Таймыром регионов (Ленского края, Енисейской тайги, Западносибирских тундр) уходить так далеко на север? Одна из главных причин этого движения – поиск новых земель, богатых промысловых угодий и хороших оленьих пастбищ.
Лесотундра и тундра Таймыра привлекали к себе рядом преимуществ и ресурсов. Полуостров является местом летнего обитания крупнейшей популяции дикого северного оленя. Здесь много пушного зверя, еще больше перелетных и гнездующихся промысловых птиц. Многочисленные реки и озера богаты рыбой крупных ценных пород. На Таймыре имеются прекрасные пастбища для разведения домашних оленей.
Основу будущего долганского народа составили тунгусы (эвенки) с различными родовыми наименованиями: донготы, эдиганы, эдяны, каранто, баягиры и др. Кроме эвенков в состав будущего народа вошли и ламуты (этноним долган , по мнению исследователей, эвенского происхождения). Весьма примечательно, что среди ламутов (эвенов) долганский род был очень многочисленным. Согласно переписи населения 1897 г., они кочевали на огромной территории Приморской области: по Охотскому побережью, на Камчатке и Чукотке (Патканов 1906: 102).
Якуты, которые сыграли большое значение в формировании долганского народа, начали продвигаться на Таймыр из южных районов (оз. Ессей) и с востока Ленского края (р. Оленек) почти одновременно с русскими служилыми и «торговыми» людьми в 1640-х гг.
Установление ясачной системы сбора пушнины резко усилило процессы расселения якутов из Ленского края во многих направлениях, в том числе на север и северо-запад региона. Этому способствовали предприимчивые якутские торговцы, которые доставляли пушнину в якутские улусы.
И, наконец, третьей составной частью долган были русские. Их продвижение на полуостров происходило, главным образом, из Западной Сибири (через Мангазею и далее вниз по Енисею). Вслед за первыми землепроходцами в эти места устремились торговые люди. В большинстве своем – выходцы из северорусских земель, они были хорошо знакомы с таежными условиями и холодным климатом, благодаря чему без особого труда адаптировались к сибирским условиям. Продвигаясь на восток, они ставили зимовья, на месте которых затем возникали остроги, становившиеся форпостами государственной власти. Закрепляясь на новых территориях и живя в окружении охотников, оленеводов и рыболовов, пришедшие в Сибирь русские постепенно усваивали местные языки, вступали в брачные отношения с коренными жителями, оставляли потомство и превратились со временем в русских сибирских старожилов. Этих старожилов, оставшихся жить на р. Хатанга, называли в литературе «затундринскими крестьянами».
Кочевья и стойбища долган располагались на крайнем северо-востоке Туруханского края. Находящиеся далеко от центра и труднодоступные для посещения, они были выделены в «Отдельное управление». В 1820-х гг. среди таймырских управ фигурировали три административно-территориальных образования, в которых присутствовал этноним долган : Долгано-Тунгусская, Долгано-Жиганская и Долгано-Есейская.
Среди жителей этих управ были широко распространены межнациональные браки, которые обуславливали развитие бытового двуязычия, и таким образом происходило взаимное восприятие элементов материальной культуры и быта. Наиболее интенсивно эти процессы происходили в районах совместного проживания кочевых и оседлых, этнически разнородных групп. Именно в такой среде происходил процесс формирования долганского народа. Это нашло отражение в высоких цифрах прироста населения, как за счет увеличения рождаемости, так и посредством причисления к долганам семей «пришлых из Якутской области якутов и местных объякутившихся тунгусов» (Патканов: 1906).
Основным местом активного этнокультурного взаимодействия со второй половины XIX в. стал Хатангский тракт. Он связывал западное и восточное побережья полуострова, пролегая по лесотундре. Узкая полоса леса, тянущаяся вдоль ее границы, была для кочевников источником топлива; для домашних оленей здесь располагались хорошие пастбища с относительно мягким, в отличие от «чистой тундры», снежным покровом. Цепь станков (небольших поселений, где путешествующий мог остановиться на ночлег, обогреться, поменять ездовых оленей или собак или дать им отдохнуть), состоявших из чумов, балко́в, одной или нескольких деревянных избушек, тянулась вдоль тракта длиной около 900 верст. Некоторыми станками, отстоящими один от другого на расстоянии 20 – 30 верст, служили заброшенные зимовья промысловиков.
Здесь, «за тундрой», коренное население центрального и восточного Таймыра проводило бо́льшую часть года. В снежное время тунгусы, затундринские крестьяне, долганы, затундринские якуты, некоторое количество самодийцев (энцев, нганасан и ненцев) совместно и «чересполосно» проживали на станках, а в их окрестностях родственники выпасали домашних оленей.
Хатангский тракт сыграл роль катализатора в процессе межэтнического взаимодействия на Таймыре. На его станках от озера Пясино на западе до низовьев Хатангского залива на востоке зимовала бо́льшая часть долган полуострова. Здесь, на зимних станках и в летних стойбищах, семьи разного этнического происхождения образовывали кочевые хозяйства, где разговаривали на общем языке и создавали определенное единство материальной и духовной культуры. К началу XX в. жители, проживавшие вдоль Хатангского тракта, настолько перемешались антропологически и в хозяйственно-культурном плане, что определить их национальную принадлежность было довольно сложно.
Библиография:
Патканов С.К. Опыт географии и статистики тунгусских племен Сибири. СПб.: Типография АО «Слово» Ч. I. Вып. I. 1906. 175 с.