Вернуться

Данилова Е. Н.,

к.и.н., науч. сотр. Центра Арктических исследований

МАЭ РАН

Чуванцы. Материальная культура 

Чуванцев можно считать самым молодым из коренных народов Чукотки. Интенсивные межэтнические контакты в местах их проживания определили характер их культуры. Она представляет собой сложную мозаику, состоящую из юкагирских, корякских, русских, чукотских, эвенских элементов. Во всем этом сложно выделить что-то именно чуванское, однако именно эклектичность (сборность) и является ее маркером и особенностью.

Пища . Основная традиционная пища оседлых чуванцев — рыба, мясо оленя, жир, ягоды и коренья. Рыбу ели в сыром, вареном, копченом и вяленом виде. Раньше соль не использовали, а добавляли приправу из кореньев. Чуванцы применяли и другие способы заготовки и консервации рыбы: ее квасили в ямах, зимой свежевыловленную белую рыбу замораживали. Сырыми ели обычно хрящеватую верхнюю часть головы рыбы (предварительно закисшую) и глаза, которые считались деликатесом. На зиму рыбу заготавливали преимущественно в виде юколы (сушеная/валеная без соли красная рыба). Из чиров, горбунов и востряков в ограниченном количестве готовили белую юколу, считавшуюся деликатесом, она не выдерживала длительного хранения. Юколу ели, макая в растопленный жир. Кроме юколы, чуванцы делали также юхалу . Она готовилась только в конце августа – начале сентября, когда было уже достаточно холодно. Готовили ее как юколу с той разницей, что «тела» не срезали, а мясо, чтобы не загнило, надрезали поперек в нескольких местах и вывешивали. Юхала оставалась сыроватой, ели ее только вареной . Готовили также блюдо, которое называлось кепля . Для этого рыбу разрезали по хребту и сушили в целом виде, небольшие куски, срезанные с хребта, сушили отдельно. Строганина из белой рыбы и вареные пупки были весьма популярными блюдами. Варили рыбные супы. Сушеную икру бросали в суп вместо крупы. Такой суп назывался калявка . Некоторые блюда представляли собой смесь рыбы с ягодами, например, вареную кетовую молоку смешивали с ягодами смородины и такую смесь замораживали. Использовался в пищу и рыбий жир; его готовили из внутренностей рыбы, которые кипятили в больших котлах. (НА МАЭ РАН. Ф. 36. On. 1. Д. 16. Л. 74, 94–96). 

Иван Сергеевич Вуквукай, г. Анадырь, 2023 г. Фото Даниловой Е. Н.

Еще одним важным пищевым продуктом было оленье мясо. У кочевых чуванцев оно составляло основу рациона. Мясо употребляли в вареном, квашеном, сушеном и вяленом видах. Иногда мясо варили «по-чукотски», т. е. без приправ, иногда готовили его с приправой из кореньев — продуктов собирательства. Праздничным блюдом, как у оседлых, так и у кочевых чуванцев считался прэрэм . Оседлые чуванцы делали его таким образом: измельченное мясо, главным образом оленьи языки, смешивали с костным мозгом и замораживали. Содержание оленьего желудка также считалось ценным пищевым продуктом.

Использовали в пищу также молочные продукты и овощи. Мучные продукты были редки и считались деликатесом. Оседлые чуванцы по праздникам пекли хлеб и пироги. Из напитков изготовляли хмелевую брагу — бурдук , в больших количествах пили плиточный чай, который получали путем обмена у торговцев. 

Ритуальной пищей считался мухомор. Чуванцы верили, что, приняв мухомор, можно совершать путешествие в мир мертвых и, пообщавшись там со своими родственниками, узнать будущее. 

В советский период пищевой рацион чуванцев, как и всех народов Севера, существенно изменился. Привозные продукты значительно потеснили продукты традиционные, усилилась роль огородничества и животноводства. Однако в отдаленные поселки, например, в Чуванское, с доставкой продуктов нередко возникали проблемы (ГАЧАО. Р. 103. Оп. 1. Д. 32. Л. 27–36). В 90-е гг. из-за ухудшения снабжения, роль традиционных продуктов в пищевом рационе вновь стала увеличиваться.

Одежда. У чуванцев издревле преобладал глухой покрой одежды. Чаще всего шили одежду из обработанных шкур оленя (ровдуги) и ткани. Основной одежной оседлых была кухлянка  — меховая рубаха с небольшим капюшоном, напоминавшая парку. Зимой мужчины надевали двойную кухлянку из пыжиков и двойные штаны. Женщины носили более длинные кухлянки, нижняя часть которых была оторочена упованом — широкой полосой, украшенной меховым узором или шубы, сшитые из черного сукна, снизу — выпороток, опушка белая. Летом мужчины и женщины носили камлейку — глухую одежду с капюшоном, того же кроя, что и кухлянка, но из ровдуги (замша из оленей шкуры) или ткани (Туголуков 1975: 184). Для новорожденных шили немайки , которые представляли собой чехол для ребенка — рубашку с продольным разрезом спереди, сшитую нераздельно со штанами и чулками; концы рукавов в ней зашиты наглухо круглыми вставками.

Зимними головными уборами у мужчин служили чукотские капоровидные шапки ( малахаи ). Их изготовляли из лисьих лапок, шкурок выдры. Весной для защиты от яркого солнечного света к малахаям прикрепляли напэрники — привязанные козырьки, сделанные из оснований стволов гусиных перьев. 

Женские шапки обычно шили из выпоротка. Они были круглыми с длинными ушами. Прически у замужних и не замужних отличались. После 10 лет все девушки опускали косы (до этого волосы состригали). Косу носили с бантом. Замужние женщины заплетали две косы и носили колпак из материи любого цвета. Выходя на улицу, поверх колпака надевали платок. Колпак с лентами, немного свисающий сзади, назывался убор . Его надевали на праздник, на вечерку. Поверх платков женщины часто надевали капюшон парки или камлейки. 

Чуванские и ламутские женщины (костюмы последних расшиты бисером), 1897–1907 гг. Фото Калинина И. С. МАЭ И 502-32

Чуванки практически не носили украшения. На шее у них были только православные крестики, а на руках — обручальные кольца. Редкими украшениями служили ленты на голове и бусы.

Из беленой ровдуги изготовляли перчатки. Их вышивали цветным шелком вдоль пальцев с тыльной стороны. Перчатки надевали только мужчины. 

Зимней обувью служили торбаса — меховые сапоги с мягкими подошвами. Их изготовляли из оленьих шкур передней части голени ( камусов ), нерпичьей кожи, ровдуги. Торбаса надевали поверх унтов или тяжей — меховых чулок из пыжика. Летней обувью были сары — сапоги с мягкими подошвами, которые шились из кожи оленя или нерпы, для дома — из толстой замши. 

Оседлые чуванцы носили также одежду американского образца, которую покупали у чукчей: жилетки, куртки, сапоги, картузы и пр. Широко использовали русскую одежду, которая в XX в. почти полностью вытеснила национальную. 

Одежда кочевых чуванцев практически не отличалась от одежды чукчей. Отличия состояли в отсутствии у кухлянок капюшона, круглых шапках, высоких поясах штанов и низких торбасах (Батьянова, Шенталинская 2010: 471–473).

Жилище . У оседлых чуванцев были распространены несколько видов жилищ — срубные дома, юрты и землянки. Срубные дома имели плоскую или покатую крышу без потолка, с деревянным или земляным, застланным оленьими шкурами полом. Дома строили из местных пород леса: лиственницы, осины и тополя. Крыши заваливали жердями, камнями, покрывали мхом или дерном, осиновой корой. Пол и потолок делались из грубо обтесанных досок. В стенах прорубали три-пять маленьких окон. Оконные проемы закрывались пленками из китовых кишок или специально выделанными тонкими оленьими кожами — окончиной

Юрты представляли собой деревянные постройки, представлявшие усеченную четырехгранную пирамиду. На зиму юрты утепляли, обкладывая их дерном или заваливая землей, тем самым они лучше сохраняли тепло, чем срубные дома. 

Дома и юрты обогревали чувалами — очагами из тонких жердей, скрепленных плетнем и обмазанных снаружи и внутри глиной. В богатых семьях были печи из сырцового кирпича. Внутри домов и юрт пространство делилось на кухню и спальню, иногда их разделяли перегородкой. Из мебели в домах присутствовали низкие столы и лавки. Спали на деревянных самодельных кроватях со спинками, на нарах, лавках, на полу. Для маленьких детей подвешивали к потолку зыбки (люльки). Из утвари у чуванцев были распространены ковши, ведра, корыта, тазы, деревянная посуда, ножи.

Реже в качестве жилья использовались землянки, посередине которых разжигался костер. Для выхода дыма сверху делалось отверстие. Зимой оно закрывалось прозрачной льдиной и одновременно служило окном.   

Кроме основных видов жилиц у чуванцев были распространены другие постройки: амбары на свайных опорах, в которых хранились летние предметы обихода, запасы пищи, и одежда; вешала — конструкция, на которой развешивали для просушки юколу и икру (НА МАЭ РАН. Ф. 36. On. 1. Д. 17. Л. 133)

Кочевые чуванцы жили в ярангах чукотского типа. В советское время, после перевода кочевников-оленеводов на оседлость яранги нередко ставились рядом с домами и использовались в качестве летнего жилища. К концу ХХ века вместо яранг часто стали использовать меховые палатки (Батьянова, Шенталинская 2010: 452–454).

Домик чуванца, с. Усть-Белая, 1957 г. Фото Вдовина И. С. НА МАЭ РАН. Ф 36. Оп. 1. Д. 17. 

Чуванская яранга, с. Чуванское, 1961 г. Фото Вдовина И. С. НА МАЭ РАН. Ф 36. Оп. 1. Д. 17.

Средства передвижения . Главными видами транспорта у чуванцев были собачьи и оленьи упряжки. Предпочтение отдавалось собачьему транспорту. Собачья нарта обычно состояла из 8–14 собак, запряженных попарно в легкие березовые нарты. Части нарт скреплялись с помощью кожаных ремешков. В 80-е годы ХХ века собачий транспорт был практически полностью вытеснен буранами. Для передвижения по воде использовали преимущественно три типа лодок: карбасы, каюки и ветки. Карбас — большая лодка (в длину до 6 м, ширину — в 1–2 м), с выгнутыми бортами, острым носом и кормой. Карбас отличался высокой устойчивостью и большой грузоподъемностью. Каюк — долбленая лодка (длиной 3–4 м, шириной — не более 0,5 метра), выдолбленная из цельного ствола дерева, не имевшая киля. Каюком пользовались во время охоты, для передвижения на короткие расстояния. Ветка представляла собой одноместное сооружение из трех тонких досок. Одна из них составляла основу (днище), к которому пришивались две другие, формировавшие борта. Ветка использовалась для охоты на оленей на переправах (НА МАЭ РАН. Ф. 36. On. 1. Д. 17. Л. 122–123). В обиходе также использовались лыжи с комысными подволоками (НА МАЭ РАН. Ф. 36. On. 1. Д. 17. Л. 111).

Каюк, 1957–1961 гг. Фото Вдовина И. С. НА МАЭ РАН. Ф 36. Оп. 1. Д. 17.

Постройка карбаса, с. Ваеги, 1957 г. Фото Вдовина И. С. НА МАЭ РАН. Ф 36. Оп. 1. Д. 17.