Народы и языки
Карты
Социальные сети
Оставляйте комментарии, предложения, следите за новостями в наших группах в ВК, Одноклассниках и Telegram канале.
Данилова Е. Н.,
к.и.н., науч. сотр. Центра Арктических исследований
МАЭ РАН
Чуванцы. Краткая историческая справка
Этническая история чуванцев отчетливо реконструируется начиная с середины XVII в.; до этого времени ее следует рассматривать в контексте развития восточной ветви юкагиров, что подтверждается письменными источниками, этнонимией, топонимией, фольклором (Богораз 1934; Иохельсон 2005; Бурыкин 1993; Шенталинская 2009; Батьянова, Шенталинская 2010). По мнению И. С. Вдовина, юкагиры появились на Северо-Востоке Сибири вынужденно, под нажимом двигающихся тунгусов, которые в свою очередь перемещались под воздействием якутов. «На правых притоках верхнего и среднего течения Анадыря пришельцы встретились с коряками». Юкагиры были менее многочисленны, вторглись на чужую территорию, были слабы в самозащите; «скоро они оказались в положении зависимых соседей», и та часть юкагиров, которая была ближе к корякам, «начала утрачивать независимость, традиционные черты культуры и языка», «что и породило так называемых чуванцев» (НА МАЭ РАН. Ф. 36. Оп. 1. Д. 17. Л. 6–18). Именно эту этническую группу оленеводов застали здесь русские первопроходцы, причем она уже являлась обособленной, отличной от юкагиров и от соседних с ними народов.
В период с середины XVII в. и до последней четверти XVIII в. история чуванцев была тесно связана с колониальной политикой государства и межэтническими войнами на этой территории. Процессы этнических отношений значительно усложнились, и именно в этот период происходит разделение чуванцев: часть из них, что не смогла противостоять набегам соседей (преимущественно чукчей), была разорена, а те, кому удалось спастись, приселились к русским и осели в их поселках; другая часть чуванцев, продолжавшая кочевать, прибилась к чукчам или корякам, восприняв их культуру и язык.
Факт разделения народа на кочевых и оседлых стал основой двух векторов этноистории, и к середине XIX в. мы уже можем говорить о существовании отличных друг от друга этнографических групп чуванцев: оседлых (с ездовыми собаками / речных) и кочевых (оленных / горных). Оседлые чуванцы жили по берегам рек в среднем и нижнем течении Анадыря, в значительной степени смешались с русскими, освоили их культуру и язык. Горные чуванцы кочевали в верхнем течении Анадыря и ее притоков среди чукчей и коряков, восприняв их язык и традиционный быт (Данилова 2023).
Судьбы чуванцев прочно вплетены в историю других народов Чукотки, поскольку ареал их расселения издревле являлся территорией интенсивных межэтнических контактов. В метрических книгах Анадырской церкви конца XIX – начала XX веков, состоящих из записей о «родившихся, браком сочетавшихся и умерших», содержатся данные о брачных связях чуванцев с представителями другими этническими группами (Туголуков 1974; Гурвич 1993). В местах расселения оседлых чуванцев проходили ярмарки, на которые прикочевывали оленные чукчи и чуванцы. Оседлое населения выступало посредниками в торговых операциях между чукчами и русскими и даже привлекалось для участия в военных походах служилых людей.
Купец из села Марково на ярмарке, 1897–1907 гг. Фото Калинина И. С. МАЭ И 502-39